No Image

Умышленное сокрытие информации статья

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —

наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 237 УК РФ

1. Общественная опасность данного преступления заключается в том, что сокрытие от граждан информации о событиях, фактах или явлениях, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, не позволяет населению принять соответствующие меры для сохранности своего здоровья и жизни.

Преступления, предусмотренные ч. 1 комментируемой статьи, относятся к категории преступлений небольшой тяжести; преступления, предусмотренные ч. 2, — к категории преступлений средней тяжести.

2. Непосредственный объект данного преступления — общественные отношения, обеспечивающие здоровье населения. Дополнительный объект — отношения, связанные с правом граждан на получение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды. Факультативным объектом выступают жизнь, здоровье конкретного человека либо отношения собственности и т.д.

3. Предмет преступления — информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо окружающей среды.

Информация — сведения о лицах, предметах, фактах и событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Под документированной документацией понимается зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Факт — результат происшедшего, свершившегося. Например, крупный выброс токсичных веществ в атмосферу или в систему водоснабжения.

Событие — проявление, связанное с общественной жизнью. Например, возникновение чрезвычайной ситуации, аварии, крушения, взрыва, повлекших нарушение экологической ситуации на определенной территории.

Явление — чрезвычайная ситуация природного происхождения, которая угрожает здоровью населения или окружающей среде, например: землетрясение, цунами, ураган, снежная лавина, селевой поток.

Окружающая среда — совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Объективная сторона преступления выражается: 1) в сокрытии информации (путем действия и бездействия); 2) в искажении информации (путем действия).

Сокрытие означает утаивание соответствующей информации любыми способами, в том числе путем недоведения или несвоевременного сообщения, а также путем отказа предоставить информацию по запросам населению, а также органам, уполномоченным на принятие мер по устранению грозящей опасности.

Искажение информации — предоставление необъективной, недостоверной, фальсифицированной информации, сообщение неполных или недостоверных данных, официальных прогнозов, оценок и т.д.

4. Обязательным условием сокрытия или искажения информации является создание опасности для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды.

5. Преступление, предусмотренное ч. 1 комментируемой статьи, — с формальным составом и считается оконченным с момента выполнения действий, образующих объективную сторону состава преступления независимо от того, поступила ли адресатам объективная информация из других источников, и была ли устранена грозящая опасность.

6. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что искажает или скрывает информацию, и желает этого.

Читайте также:  Сколько времени занимает оформление ипотеки в сбербанке

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, характеризуется виной в форме прямого умысла по отношению к деянию и в форме неосторожности применительно к наступившим последствиям.

7. Мотив и цель сокрытия или искажения информации о событиях, фактах и явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, не влияют на квалификацию содеянного.

Отсутствует состав указанного преступления в случае сокрытия или искажения информации, которая в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) не могла быть сообщена тем или иным лицам.
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15. Ст. 1768; 1997. N 41. Ст. 4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003. N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27. Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49. Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010. N 47. Ст. 6033; РГ. 2011. N 159, 160, 254.

8. Субъект преступления — специальный. Им может быть физическое лицо, обязанное обеспечить население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, соответствующей информацией. Подобная обязанность возлагается на них законом или иным нормативным правовым актом, инструкцией. Например, такими лицами могут быть должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, сотрудники специальных подразделений (владельцы информационных систем, сотрудники и руководители органов местного самоуправления, бюро прогнозов, санэпидемстанций, МЧС России, МВД России).

9. Квалифицирующим признаком ч. 2 комментируемой статьи является совершение указанного преступления лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, а также главой органа местного самоуправления (см. коммент. к ст. 285).

В ч. 2 комментируемой статьи в качестве самостоятельного квалифицирующего признака предусмотрено причинение в результате таких деяний вреда здоровью человека или наступление иных тяжких последствий.

Под причинением в результате совершенного преступления вреда здоровью человека понимается вред здоровью любой тяжести, в том числе и тяжкий вред. Поэтому дополнительной квалификации действий виновного помимо ч. 2 комментируемой статьи еще и по ст. 118 УК не требуется.

Наступление иных тяжких последствий включает в себя гибель людей, существенное нарушение экологической безопасности, причинение крупного имущественного вреда, нарушение нормальной работы предприятий, учреждений, организаций и т.п.

Полный текст ст. 237 УК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 237 УК РФ.

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к статье 237 УК РФ

1. Состав преступления:
1) объект: основной — общественные отношения, обеспечивающие охрану здоровья населения; дополнительный — отношения по охране окружающей среды, охране жизни человека, охране собственности и др. — в зависимости от наступивших иных тяжких последствий. К иным тяжким последствиям могут быть отнесены негативное изменение окружающей среды (например, загрязнение земли, воздуха, воды, уничтожение флоры и фауны и др.); массовые заболевания людей и животных, их гибель; значительное причинение имущественного ущерба производственным объектам, в т.ч. в результате приостановки их деятельности или перебоев в работе, и т.п.;
2) объективная сторона: действия (бездействия), выразившиеся в сокрытии или искажении информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды;
3) субъект: должностное или иное лицо, обязанное доводить информацию о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, до сведения населения и органов, уполномоченных на принятие мер по устранению такой опасности;
4) субъективная сторона: характеризуется по ч.1 ст. 237 УК РФ умышленной формой вины (прямой умысел); по ч.2 ст. 237 УК РФ: по отношению к действиям (бездействию) характеризуется прямым умыслом, а по отношению к наступившим последствиям (вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия) — неосторожной формой вины.

Читайте также:  Доверенность председателю совета многоквартирного дома образец

В качестве квалифицирующих признаков (ч.2 ст. 237 УК РФ) выступают деяния, характеризуемые по ч.1 ст. 237 УК РФ:
— совершенные лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления;
— если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия.

Преступление, квалифицируемое по ч.1 ст. 237 УК РФ, считается оконченным с момента совершения любого из перечисленных деяний (сокрытие или искажение информации) независимо от факта поступления адресатам (населению, уполномоченным органам) информации (о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды) из других источников, а также факта устранения опасности.

Преступление, квалифицируемое по ч.2 ст. 237 УК РФ, считается оконченным с момента реального причинения вреда здоровья хотя бы одного конкретного человека или наступления иных тяжких последствий.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.3 ст. 41 — сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом);
2) ФЗ "Об уничтожении химического оружия" (ст. 20 и др.);
3) ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 6 и др.);
4) ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
5) ФЗ "Об охране окружающей среды";
6) постановление Правительства РФ от 24.03.97 N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
7) приказ МЧС РФ от 26.08.2009 N 496 "Об утверждении Положения о системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";
8) приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 28.10.2008 N 646/919/526 "Об утверждении Требований по установке специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей";
9) приказ МЧС РФ, МВД РФ и ФСБ РФ от 31.05.2005 N 428/432/321 "О порядке размещения современных технических средств массовой информации в местах массового пребывания людей в целях подготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, а также своевременного оповещения и оперативного информирования граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций" и др.

3. Судебная практика:
1) судебная коллегия по уголовным делам оставила без изменения приговор Центрального районного суда г.Волгограда в отношении бывшего начальника Управления ветеринарии Администрации Волгоградской области гр.С., виновного в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст. 237 УК РФ (сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей либо для окружающей среды). Суд установил, что гр.С., занимая должность главного ветеринарного врача региона, получил в ноябре 2011 года результаты лабораторных исследований по павшему в охотничьем заказнике "Лещевский" Среднеахтубинского района области дикому кабану, которые подтвердили гибель животного от вируса африканской чумы свиней. В нарушение инструкции по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней гр.С. не проинформировал о возникновении опасной инфекции — главу администрации Волгоградской области и Департамент Ветеринарии Министерства сельского хозяйства РФ, уполномоченных на принятие мер по ликвидации эпизоотического очага. Центральный районный суд назначил гр.С. наказание в виде штрафа в размере 150 тыс.руб.;
________________
URL: http://vd-tv.ru/news.php?7845.

Читайте также:  Что нужно чтобы купить пневматику

2) гражданин С. был признан виновным по ч.2 ст. 237 УК РФ за сокрытии информации о фактах, создающих опасность для жизни или здоровья людей, совершенном лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, если в результате таких деяний причинен вред здоровью человека. В частности, сокрытие гр.С информации о загрязнении подземных вод питьевого источника водоснабжения в результате поступления канализационных стоков в колодец артезианской скважины, повлекло массовое заболевание людей острыми кишечными инфекциями. Гражданин С. осужден к 3 годам лишения свободы с лишением права заниматься деятельностью в сфера жилищно-коммунального хозяйства на срок 2 года.

________________
См. подробнее кассационное определение Нижегородского областного суда от 28.09.2012 N 22-7159 / URL: http://sudact.ru/regular/doc/BrjOTcCpTNWO/?regular-txt=%D1%81%D1%82.+237+%D0%A3%D0%9A+%D0%A0%D0%A4&regular-case_doc=&regular-judge=&regular-doc_type=&regular-date_from=&regular-date_to=&regular-workflow_stage=&regular-area=&regular-court=&_=1373605934863&snippet_pos=228#snippet

Консультации и комментарии юристов по ст 237 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 237 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

СТ 237 УК РФ.

1. Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих
опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом,
обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению
такой опасности, указанной информацией, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок
до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность
Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно
главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинен вред
здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 237 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления является информация о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность: а) для жизни или здоровья людей; б) для окружающей среды.

2. Объективная сторона преступления выражена в совершении одного из альтернативных действий: а) сокрытие информации, т.е. ее недоведение до населения, лиц, представляющих органы, имеющие право на ее получение и обязанных ее получить в соответствии с законодательством РФ; б) искажение информации, т.е. доведение неполных, частично или полностью неверных сведений относительно фактов, составляющих опасность для людей или окружающей среды.

3. Субъективная сторона по ч. 1 комментируемой статьи характеризуется наличием прямого умысла, по ч. 2 умысел может быть и косвенным.

4. Субъект преступления специальный: лица, наделенные специальными полномочиями либо служебными обязанностями, которые по долгу службы обязаны обеспечить население, органы, уполномоченные на принятие мер по устранению опасности, информацией, указанной в законе (ч. 1); лица, занимающие государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, главы органа местного самоуправления (ч. 2; см. комментарий к ст. 285 УК).

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector