No Image

Уменьшение исполнительского сбора судебная практика

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Практически по каждому взыскиваемому долгу судебные приставы выставляют исполнительский сбор. Это дополнительное «наказание» для тех, кто не погасил долг вовремя. Однако есть случаи, когда должник может добиться снижения исполнительского сбора или вообще его полной отмены. Специально для читателей сайта Odolgah.com рассказываем, как и когда можно снизить или отменить исполнительский сбор приставов.

Что такое исполнительский сбор?

Исполнительским сбором называют денежное взыскание, которое накладывают на должника по исполнительному производству в случае, когда он не исполняет решение суда в сроки для добровольного исполнения.

На исполнение решения суда в добровольном порядке судебные приставы дают 5 дней с даты, когда должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства (нерабочие дни не считаются). Если 5 дней прошли, а долг не погашен, пристав может запускать принудительные меры исполнения — от обращения взыскания на счета и запрета выезда за границу до удержаний из зарплаты и исполнительского сбора.

Существуют решения, подлежащие немедленному исполнению. Должнику в таких случаях даются всего сутки на исполнение решения. Если за сутки решение не исполнено, приставы выносят постановление об исполнительском сборе.

Размер исполнительского сбора

Размер исполнительского сбора по взысканию денежных сумм единый — 7% от суммы долга по решению суда, но минимум 1000 рублей с должника — гражданина (в т.ч. ИП) и 10000 рублей с должника-организации. Эта сумма взыскивается сверх суммы долга по решению суда и зачисляется в федеральный бюджет.

Есть несколько нюансов по начислению исполнительского сбора:

  • По требованиям неимущественного характера (например, обязание выполнить какие-то действия — вселить, выселить, передать и т.п.) — исполнительский сбор фиксированный — 5000 рублей с граждан и индивидуальных предпринимателей и 50 тысяч рублей с организаций.
  • При частичном исполнении решения — исполнительский сбор будут считать от неисполненной части долга. Сумма берется на следующий день после окончания срока на добровольное исполнение.
  • По долгам в валюте — исполнительский сбор все равно взыскивается в рублях. Для расчета исполнительского сбора приставы переводят сумму долга из валюты в рубли по курсу ЦБ на дату постановления об исполнительском сборе (ч.7 ст.72 ФЗ об исполнительном производстве).
  • По алиментным долгам и другим периодическим платежам — исполнительский сбор считается отдельно по каждой сумме задолженности (п.4 ст.112, ч.5 ст.102 ФЗ об исполнительном производстве).
  • По решениям суда о взыскании долга и обращении взыскания на заложенное имущество — исполнительский сбор рассчитывается только от взыскиваемой суммы долга.

Обязательные условия для взыскания исполнительского сбора

В письме ФССП России от 08.07.2014 №0001/16 (методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора, утв. ФССП России 07.06.2014) приведены 4 условия, при которых может быть вынесено постановление об исполнительском сборе:

  1. Истек срок на добровольное исполнение.
  2. Есть документальное подтверждение того, что должник получил постановление о возбуждении исполнительного производства / отказался от его получения.
  3. Должник не исполнил требования исполнительного документа.
  4. Должник не предоставил доказательств невозможности исполнения из-за непреодолимой силы.

Как не платить исполнительский сбор?

Есть несколько законных способов избежать уплаты исполнительского сбора приставам или снизить его размер.

1. Предоставить приставу доказательства объективной невозможности исполнения.

Как должник, вы можете предоставить приставу доказательства того, что не могли исполнить его требования вовремя по причине непреодолимой силы. Имеются в виду чрезвычайные обстоятельства, которые в данном случае никак нельзя было предотвратить. Открытого перечня или примера этих обстоятельств в законе нет. Предоставление таких доказательств должником в силу части 2 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве препятствует установлению исполнительского сбора. Находились на лечении в стационаре, уезжали в длительную служебную командировку или в отпуск за границу? Попробуйте принести приставу подтверждающие документы, чтобы избежать выставления исполнительского сбора еще на начальной стадии. Конечно, при этом надо все-таки постараться погасить долг в кратчайшие сроки.

2. Оспорить постановление пристава об исполнительском сборе.

Этот вариант подойдет в случае, когда приставы допустили серьезные нарушения при назначении исполнительского сбора. Оспорить постановление пристава об исполнительском сборе можно только через суд: административное исковое заявление подается в порядке главы 22 КАС РФ. Взыскателя нужно указать в иске заинтересованным лицом. Госпошлину за административный иск к приставам платить не надо.

  • Приостановление исполнительного производства или постановления пристава — в чем разница?
    При оспаривании постановления пристава можно требовать приостановления либо исполнительного производства (по п.3 ч.1 ст. 39 ФЗ об исполнительном производстве), либо действия постановления об исполнительском сборе (мера предварительной защиты или обеспечительная мера, ч.1 ст.140 ГПК РФ и ст.223 КАС РФ). В первом случае речь идет о временной «паузе» по всему исполнительному производству или отдельным мерам принудительного исполнения и действиям приставов (обращение взыскания, аресты и пр.). Такое ходатайство рассматривают в судебном заседании в 10-дневный срок с извещением сторон. Во втором случае приостанавливается только взыскание исполнительского сбора, заявление рассмотрят без вызова сторон на следующий рабочий день.

Срок на подачу административного иска об оспаривании действий и постановлений приставов — всего 10 дней с даты, когда вы узнали о нарушении вашего права (получили постановление об исполнительском сборе). Если вы пропускаете этот срок, суд всё равно должен принять иск к производству. Но будьте готовы сделать ходатайство о восстановлении срока и документально доказать, что не смогли подать иск вовремя по уважительным причинам. При отсутствии таких доказательств по административному иску об отмене постановления приставов может быть вынесено отказное решение.

Кстати:
Верховный Суд РФ в постановлении Пленума №50 от 17.11.2015 (п.74) объяснил, что в деле об оспаривании постановления пристава об исполнительском сборе суд может также разрешить вопрос об отмене или уменьшении размера сбора.

3. Попросить суд уменьшить или отменить исполнительский сбор

Если обжаловать постановление об исполнительском сборе не удалось, можно попробовать его отменить или уменьшить через суд. Такая возможность предусмотрена статьей 112 ФЗ об исполнительном производстве. К сожалению, суд не может снижать размер исполнительского сбора произвольно: максимум его можно уменьшить на одну четверть. Для уменьшения исполнительского сбора или его полной отмены вам придется доказывать, что у вас были какие-то непредвиденные и непреодолимые обстоятельства, которые помешали закрыть долг за 5 дней.

Для снижения размера исполнительского сбора или его отмены придется подавать в суд исковое заявление. Госпошлину за подачу такого иска платить не надо.

  • Приостановление исполнительного производства.
    При подаче иска об уменьшении / обмене исполнительского сбора приостановка исполнительного производства возможна без суда, на основании постановления пристава. Приостановить ИП можно полностью или частично на время, пока суд рассматривает иск об уменьшении или отмене исполнительского сбора (п.6 ч.1 ст.40 ФЗ об исполнительном производстве). Для приостановки постарайтесь сразу же получить в суде определение о принятии искового заявления к производству и передать его приставу, который ведет ваше производство, вместе с ходатайством о приостановлении исполнительного производства.

Требовать уменьшения исполнительского сбора можно и в том случае, если сбор с вас уже взыскали. При положительном исходе дела приставы просто должны будут вернуть вам лишнюю сумму.

4. Оформить через суд рассрочку / отсрочку по исполнительскому сбору.

Рассрочка или отсрочка по исполнительскому сбору также оформляется через подачу в суд искового заявления. В случае подачи иска об отсрочке или рассрочке исполнительского сбора также можно требовать от пристава приостановки исполнительного производства по п.6 ч.1 ст. 40 ФЗ об исполнительном производстве. По таким искам платить госпошлину не нужно.

По закону суд не обязан давать рассрочку или отсрочку по исполнительскому сбору, снижать его размер или соглашаться на полную отмену. Поэтому успех судебного процесса во многом зависит от предоставленных вами доказательств.

Когда суд может уменьшить исполнительский сбор или дать отсрочку / рассрочку?

Об этих случаях говорится в п.7 ст.112 ФЗ об исполнительном производстве. При принятии решения по иску об уменьшении или обмене исполнительского сбора или предоставлении рассрочки (отсрочки) суд должен учитывать:

  • Степень вины должника.
    Претендовать на полную отмену исполнительского сбора можно, если в действиях должника нет вины — умысла или неосторожности. Если вы ведете предпринимательскую деятельность как юрлицо или ИП, доказывайте обстоятельства непреодолимой силы по п.3 ст.401 ГК РФ (обстоятельства, находящиеся вне вашего контроля), но не ссылайтесь на отсутствие денег или проблемы с контрагентами. Всем остальным должникам нужно подготовить доказательства того, что они приняли все меры для надлежащего исполнения решения суда (п.1 ст.401 ГК РФ).
  • Имущественное положение должника.
    Верховный Суд разъясняет, что отсутствие денег у организаций, в т.ч. бюджетных и госорганов, не является поводом для освобождения от исполнительского сбора, если должник не предпринимал никаких мер для надлежащего исполнения решения суда.
  • Скорое погашение долга.
    Имеется в виду ситуация, когда долг погашают сразу после того, как закончился срок для добровольного исполнения. Верховный Суд в постановлении №50 от 17.11.2015 объяснил, что в таком случае полное освобождение от исполнительского сбора невозможно. Можно претендовать лишь на уменьшение его размера, если причины задержки были объективными.
  • Иные существенные обстоятельства.
    Судебная практика учитывает, например:
    — соразмерность исполнительского сбора и фактическое поведение должника (постановление КС РФ №13-П от 30.07.2001).
    — необходимость исполнения требований 44-ФЗ при закупке квартир региональными властями, сроки гос.регистрации недвижимости и порядок обеспечения нуждающихся жилыми помещениями (ВС РФ, определение 50-КГ15-20);
    — массовый характер задолженности и наличие более 100 исполнительных производств по взысканию зарплаты (Ульяновский областной суд, апелляционное определение 33а-4103/2017 от 10.10.2017);
    — отсутствие от должника ходатайств об отложении исполнительных действий + извещения о мерах, принимаемых для добровольного исполнения (Хабаровский краевой суд, апелляционное определение от 08.07.2015 по делу №33-4242);
    — отсутствие от должника сообщений о наличии препятствий для исполнения (Верховный Суд Республики Саха (Якутия), апелляционное определение от 08.02.2016 по делу №33а-626/2016);
    — своевременность получения постановления о возбуждении исполнительного производства должником, уклонение должника от получения постановления (Санкт-Петербургский городской суд, апелляционное определение от 19.06.2017 №33а-12272/2017 по делу №2а-9492/2016);
    — неверный расчет приставом суммы задолженности и размера исполнительского сбора (Санкт-Петербургский городской суд, апелляционное определение от 03.05.2017 №33а-9174/2017 по делу №2а-684/2017);
    — исполнительский сбор многократно превышает сумму долга + требование исполнено добровольно с просрочкой на 6 дней + меры принудительного взыскания не применялись (Свердловский областной суд, апелляционное определение 03.08.2017 по делу №33а-12154/2017).
Читайте также:  Часть жилого дома как объект недвижимости 2018

Исполнительский сбор с поручителей по кредитам

Стандартная ситуация: вы выступали поручителем по кредиту у своего знакомого. Он не платил по кредиту, и долг взыскали по суду. Приставы возбудили исполнительные производства в отношении вас и заемщика. Через какое-то время заемщик погасил весь долг сам, но приставы почему-то выставили вам исполнительский сбор в размере 7%.

Вполне естественно желание поручителя не платить этот сбор, но, к сожалению, в большинстве случаев исполнительский сбор платить придется. В ФЗ об исполнительном производстве прямо написано, что в случае солидарного взыскания долга (в т.ч. по поручителям) семипроцентный исполнительский сбор могут взыскивать с каждого из должников. Поручитель считается таким же должником, как и основной заемщик, поэтому его тоже могут обязать платить исполнительский сбор.

Должники-поручители могут на общих основаниях оспаривать установление исполнительского сбора или обращаться в суд с иском о предоставлении рассрочки, отсрочки, уменьшении или отмене исполнительского сбора.

Переходит ли исполнительский сбор по наследству?

Верховный Суд в постановлении Пленума №50 от 17.11.2015 (пункт 78) разъяснил, что наследники граждан-должников не должны исполнять постановления о взыскании исполнительского сбора. Эта мера является публично-правовой ответственностью за нарушения в ходе исполнительного производства и носит для нарушителя (умершего) персонифицированный характер. То есть неуплаченный должником исполнительский сбор на его наследников не переходит.

Исполнительский сбор при рассрочке исполнения решения

Легально перенести сроки исполнения решения суда можно, оформив через суд рассрочку или отсрочку исполнения. Заявление о рассрочке (отсрочке) подается в суд, выдавший исполнительный лист, или по месту исполнения (адресу должника). Лучше всего обратиться за получением рассрочки или отсрочки исполнения ещё до того, как приставы возбудили исполнительное производство. Например, на стадии вступления решения в силу, если вы в целом с ним согласны и не планируете обжаловать, или сразу после рассмотрения дела в апелляционной инстанции. В таком случае есть шанс, что условия предоставленной судом рассрочки будут сразу же обозначены в исполнительном листе, то есть будут с самого начала известны судебному приставу.

Однако есть нюанс: наличие официально оформленной через суд рассрочки по решению суда не освобождает от исполнительского сбора. Как разъяснил Верховный суд РФ в постановлении Пленума №50 от 17.11.2015 (пункт 76), при рассрочке исполнения исполнительский сбор рассчитывается от суммы неисполненных требований на следующий день за датой, когда вышел срок на добровольное исполнение.

Когда приставы не могут взыскивать исполнительский сбор?

Все случаи, при которых приставам прямо запрещено выставлять должнику исполнительский сбор, прямо прописаны в пункте 5 статьи 112 ФЗ об исполнительном производстве:

  • при направлении поручений приставам из другого отдела;
  • при повторном предъявлении исполнительного листа к исполнению — если раньше по этому делу уже был установлен исполнительский сбор, и он не отменен;
  • по производству о взыскании исполнительского сбора и расходов на совершение исполнительных действий;
  • по исполнительным листам на обеспечительные меры — например, аресты имущества;
  • по принудительному выдворению из России иностранцев или лиц без гражданства;
  • по отбыванию обязательных работ;
  • по запросам о розыске ребенка.

Как вернуть исполнительский сбор?

В законе указаны случаи, когда приставы обязаны вернуть должнику уплаченный исполнительский сбор:

  • если был отменен судебный акт, на основании которого возбудили исполнительное производство;
  • если отменен исполнительный документ;
  • если отменено постановление пристава о взыскании исполнительского сбора;
  • если суд уменьшил размер исполнительского сбора, приставы возвращают должнику излишне уплаченную сумму.

Для возврата исполнительского сбора должнику нужно написать заявление в тот отдел судебных приставов, который взыскал с него исполнительский сбор. В заявлении нужно указать реквизиты своего банковского счета для перечисления денег или точный адрес для получения денег почтовым переводом (только для граждан). В постановлении Правительства РФ №550 от 21.07.2008 сказано, что к заявлению о возврате исполнительского сбора нужно приложить заверенную судом копию решения об отмене / уменьшении исполнительского сбора либо судебного акта об отмене постановления пристава о взыскании исполнительского сбора. На копии решения суда обязательно должна стоять отметка о дате вступления в законную силу.

Подать заявление о возврате исполнительского сбора также можно по доверенности. Вернуть исполнительский сбор приставы должны в течение 30 дней.

Дата размещения статьи: 21.11.2017

Исполнительский сбор играет важнейшую роль в исполнении судебных актов, являясь весомым аргументом для должника исполнить требования исполнительного документа в добровольном порядке. Вместе с тем права и законные интересы должника, связанные с уплатой исполнительского сбора, в исполнительном производстве могут быть нарушены, в связи с чем закон предусматривает соответствующие правовые механизмы их защиты.
В соответствии с ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон об ИП) должник вправе в порядке, установленном Законом об ИП, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
Согласно ч. 1 ст. 324 АПК РФ и ст. 434 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее — ГПК РФ) с указанными требованиями вправе обратиться также взыскатель и судебный пристав-исполнитель.

Тем самым законодатель установил два возможных способа защиты прав и законных интересов должника :
— посредством оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора — в судах общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства , в арбитражных судах — в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее — АПК РФ) ;
— посредством рассмотрения требований должника об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора — в порядке гражданского судопроизводства.
———————————
Обжалование постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в порядке подчиненности не предусмотрено законодательством РФ. См.: ч. 1 ст. 121, п. 1 ч. 1 ст. 125 Закона об ИП.
Статья 1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Определение подведомственности дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции осуществляется с учетом требований ст. 128 Закона об ИП.

Право выбора способа защиты обусловливается волеизъявлением должника с учетом специфики рассмотрения соответствующих дел (срок рассмотрения дела, соблюдение правил подсудности, распределение бремени доказывания).
———————————
Сторона, заинтересованная в защите своего нарушенного права, вправе выбрать способ его защиты, эффективность которого обусловлена разницей в фактических обстоятельствах спора, характере нарушенного права и в природе каждого способа защиты (ст. 12 Гражданского кодекса РФ) (Определение Верховного Суда РФ от 16 сентября 2014 г. N 310-ЭС14-79) // СПС "Гарант".

При этом стоит учитывать, что согласно п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее — Постановление Пленума ВС РФ N 50) суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, в связи с чем он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2016. N 1.

При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом.
———————————
См.: Ильин А.В. Снижение размера исполнительского сбора и его пределы // Российская юстиция. 2016. N 5. С. 67 — 69.

Одна из проблем, возникающих в судебной практике, обусловлена использованием законодателем в ч. 6 ст. 112 Закона об ИП термина "иск", что ставит перед правоприменителем актуальный вопрос — в порядке какого производства подлежат рассмотрению требования должника?
Ответ на указанный вопрос имеет важнейшее значение, так как от его содержания будут зависеть подсудность, вид процессуального документа, который должен быть подан должником в суд для разрешения его требований (заявление или иск) , наименования лиц, участвующих в деле, необходимость уплаты государственной пошлины, срок рассмотрения дела.
———————————
Что само по себе повлечет существенные различия в предъявляемых процессуальным законом требованиях к нему.

Позиции арбитражных судов и судов общей юрисдикции по этой проблеме кардинально расходятся.
Так, в арбитражной практике встречается подход, согласно которому по смыслу ст. 112 Закона об ИП суд в случае рассмотрения заявления об освобождении от взыскания исполнительского сбора выносит решение . Однако такой вывод представляется ошибочным .
———————————
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2016 г. N Ф07-3615/15 по делу N А26-9954/2014 // СПС "Гарант".
АПК РФ не предусмотрена возможность предъявления требований об уменьшении исполнительского сбора путем подачи заявления и рассмотрения его в рамках самостоятельного дела (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 26 сентября 2012 г. N Ф09-8591/2012 по делу N А47-5822/2012) // СПС "Гарант".

Читайте также:  Постановление кабинета министров номер 1215

В соответствии с ч. 2 и 2.1 ст. 324 АПК РФ вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания рассматриваются арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. По результатам рассмотрения заявления выносится определение .
———————————
См., например: Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 10 июня 2016 г. N Ф09-6399/16 по делу N А07-26991/2015, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 июня 2016 г. N Ф01-1129/2016 по делу N А39-5551/2015 // СПС "Гарант".

В данном случае вопросы процессуального характера не могут регулироваться материальным законом (Законом об ИП) при прямом наличии такой регламентации в процессуальном законе и отсутствии указания о применении иных правил.
Суды общей юрисдикции занимают по данному вопросу кардинально противоположную позицию, заключающуюся в том, что в связи с отсутствием в ГПК РФ правовых норм, регламентирующих порядок рассмотрения вопросов об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, применению подлежит в своем буквальном толковании ч. 6 ст. 112 Закона об ИП, которая определяет, что для разрешения указанных требований в суд подается иск. Соответственно, такие требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства .
———————————
Апелляционное определение Московского городского суда от 16 февраля 2016 г. N 33-4144/2016, Апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 18 января 2016 г. по делу N 33-342/2016 // СПС "Гарант". Противоположные позиции встречаются крайне редко. См., например: Апелляционное определение Омского областного суда от 16 мая 2012 г. по делу N 33-2949.

Такой подход влечет ряд негативных последствий для должника.
Во-первых, необходимость уплаты государственной пошлины исходя из размера исковых требований.
Во-вторых, подсудность иска будет определяться с применением общих правил о подсудности дел, установленных ГПК РФ, в данном случае — по общему правилу территориальной подсудности по месту нахождения ответчика .
———————————
См., например: Апелляционное определение Московского городского суда от 16 февраля 2016 г. N 33-4144/2016 // СПС "Гарант".

В-третьих, рассмотрение требований должника будет осуществляться не в сокращенные сроки, что соответствовало бы особенностям заявляемых требований, а в срок, установленный для рассмотрения дел в порядке искового производства.
В-четвертых, срок на подачу апелляционной жалобы на решение суда в два раза превышает срок на подачу частной жалобы.
Вместе с тем в п. 79 Постановления Пленума ВС РФ N 50 рассмотренное противоречие в практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции решено однозначно: "Законодательством о налогах и сборах не предусмотрена уплата государственной пошлины при подаче в суд заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания".
Таким образом, Пленум Верховного Суда РФ исключил возможность рассмотрения судами требований об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания в порядке искового производства. Тем самым для должников создан "режим наибольшего благоприятствования", при котором возможность защитить свои нарушенные права и законные интересы в судебном порядке может быть реализована ими с наименьшими административными барьерами.
Возникающий вопрос о порядке рассмотрения судами общей юрисдикции заявлений об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания должен быть решен посредством применения закона по аналогии.
В соответствии с ч. 4 ст. 1 ГПК РФ в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суды общей юрисдикции применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в РФ (аналогия права).
Согласно ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 203 ГПК РФ.
Таким образом, заявления об отсрочке (рассрочке) взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания подлежат рассмотрению в порядке, установленном ст. 203 ГПК РФ, с учетом установления альтернативной подсудности по выбору заявителя .
———————————
Проблемы соотношения ст. 203 и 434 ГПК РФ уже были предметом рассмотрения научным сообществом. См.: Улетова Г.Д. Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов и актов других органов: сравнительный анализ норм ГПК и АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 9 // СПС "КонсультантПлюс".

Другой вопрос, связанный с реализацией должником своего права, предусмотренного ч. 6 ст. 112 Закона об ИП, заключается в определении надлежащего ответчика по требованиям об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
———————————
Использование указанного понятия соответствует применяемой в арбитражных судах терминологии для указанной категории дел и не связано с наименованием стороны в исковом производстве.

Единая позиция судов по данной проблеме отсутствует.
Первый подход, который используют арбитражные суды, основывается на следующем: в силу ч. 2 и 2.1 ст. 324 АПК РФ заявление об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня его поступления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона об ИП принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов (далее — ФССП) и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов ФССП.
На основании изложенного судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о взыскании исполнительского сбора (так же как и структурное подразделение территориального органа ФССП, в штате которого состоит (состоял) судебный пристав-исполнитель, вынесший постановление о взыскании исполнительского сбора), является надлежащим лицом, участвующим в деле, при рассмотрении арбитражным судом заявления об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания.
Привлечение в качестве ответчика территориального управления ФССП, а равно его извещение ч. 2 ст. 324 АПК РФ не предусмотрено .
———————————
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. N 03АП-380/12 по делу N А33-9368/2010 // СПС "Гарант". Аналогичный подход по определению надлежащего ответчика см.: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18 мая 2016 г. N Ф05-5872/2016 по делу N А41-84201/2015, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 13 мая 2016 г. N Ф06-7140/2016 по делу N А55-18428/2015 // СПС "Гарант".

Другой подход арбитражных судов состоит в том, что ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса РФ принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов и представление поручения в орган федерального казначейства для осуществления возврата в установленном порядке отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.
В силу указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденных Приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по коду бюджетной классификации "Исполнительский сбор" является ФССП.
Согласно п. 5 Правил возврата должнику исполнительского сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 550, возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ, осуществляется территориальными органами федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа ФССП) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов РФ в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в территориальный орган федерального казначейства.
Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета.
Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП .
———————————
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2014 г. N 09АП-10719/2014 по делу N А40-121210/2013 // СПС "Гарант". Аналогичный косвенный вывод был сделан и в Определении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2014 г. N 17АП-12099/14 по делу N А60-23221/2014 // СПС "Гарант".

Как представляется, указанные подходы имеют право на существование, однако они должны применяться арбитражными судами с учетом обстоятельств дела, а именно факта уплаты должником исполнительского сбора на момент его обращения в суд.
Таким образом, выступление судебного пристава-исполнителя в качестве ответчика является обоснованным только в случае неуплаты должником исполнительского сбора к моменту обращения в суд.
В противном случае наряду с судебным приставом-исполнителем соответчиком должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП.
Необходимо отметить, что по указанной проблеме суды общей юрисдикции строго придерживаются позиции, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2010 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 15 сентября 2010 г. , в силу которой надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания, в случае когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП .
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 12.
См., например: Апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия от 12 марта 2015 г. по делу N 33-524/2015, Апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 28 сентября 2015 г. по делу N 33а-13136/2015 // СПС "Гарант".

Читайте также:  При замене паспорта нужно ли платить госпошлину

При этом даже факт отсутствия уплаты должником исполнительского сбора никакого влияния на определение в качестве ответчика соответствующего территориального органа ФССП не имеет .
———————————
См., например: Апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 7 июля 2014 г. по делу N 33-6436/2014 // СПС "Гарант". Однако встречается и иное мнение, согласно которому в указанном случае надлежащим ответчиком является подразделение (отдел судебных приставов) соответствующего территориального органа ФССП (Апелляционное определение СК по гражданским делам Пермского краевого суда от 5 марта 2013 г. по делу N 33-2498/2013) // СПС "Гарант".

Данная практика судов общей юрисдикции, в том числе не учитывающая указанную позицию Президиума Верховного Суда РФ, акцентировавшего внимание на наличии факта уплаты должником исполнительского сбора и его зачисления в федеральный бюджет, представляется необоснованной, нарушающей права и законные интересы должников, а также умаляющей статус судебных приставов-исполнителей как непосредственных участников исполнительного производства.
Как представляется, имеющиеся различия в подходах, применяемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции, в определении состава лиц, участвующих в деле, не обусловлены императивными особенностями соответствующих процессов. Изложенное обстоятельство требует формирования Верховным Судом РФ единой судебной практики по указанным вопросам в целях защиты нарушенных прав и законных интересов всех сторон исполнительного производства.

Литература

1. Ильин А.В. Снижение размера исполнительского сбора и его пределы // Российская юстиция. 2016. N 5.
2. Улетова Г.Д. Производство по делам, связанным с исполнением судебных актов и актов других органов: сравнительный анализ норм ГПК и АПК РФ // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. N 9.

Подробно о правах граждан в России и способах их защиты

Обжалование исполнительского сбора: отмена, уменьшение, предоставление отсрочки и рассрочки

Заявление об уменьшении исполнительского сбора, применении рассрочки, отсрочки уплаты или его полной отмены предъявляется должником в судебном порядке. Проанализируем, что такое исполнительский сбор, как не платить и обжаловать его самостоятельно.

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов

Правовую основу наложения составляет ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». В ч. 1 ст. 112 упомянутого ФЗ закреплено понятие исполнительского сбора, под которым понимается дополнительное взыскание, подлежащее наложению на должника при неудовлетворении требований, предъявленных по исполнительному документу. Для начисления должны соблюдаться определенные условия, в том числе:

  • возбуждение производства;
  • ознакомление с постановлением;
  • пропуск установленного приставом срока (как правило, 5 рабочих дней);
  • отсутствие запроса о продлении и сообщения о причинах пропуска срока.

Наложение дополнительных штрафных санкций осуществляется на основании постановления о взыскании исполнительского сбора, обжалование которого возможно посредством обращения в суд.

Игнорирование требований, предполагающих немедленное исполнение, является основанием наложения штрафа в течение суток с момента вручения копии соответствующего постановления.

Размер исполнительского сбора в 2019 году

Размер сбора в 2019 году в соответствии с ч. 3 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ рассчитывается от суммы задолженности и составляет 7%, но не менее:

  • 1 000 руб. с физических лиц или ИП;
  • 10 000 руб. с организаций и иных юридических лиц.

Если не исполнено требование, не подлежащее оценке и имеющее неимущественный характер, штраф взыскивается в следующих размерах:

  • 5 000 руб. – с физического лица (ИП);
  • 50 000 руб. – с юридического лица.

Отметим, что в случае предъявлении требований нескольким должникам постановление пристава исполнителя оформляется в отношении каждого из них. Оплата денежных средств подлежит зачислению в федеральный бюджет и производится по общим правилам.

Заявление об уменьшении исполнительского сбора

Должник обладает правом на подачу заявления в силу ч. 6 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ, предполагающей возможность обращения в суд с соответствующим иском. Должник в равной мере наделен правом обращаться в судебном порядке со следующими исками:

  • об оспаривании врученного судебным приставом постановления;
  • об уменьшении размера исполнительского сбора.

Анализ п. 74 Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 позволил сделать вывод, что судам предоставлено право изменять размер штрафа как в случае направления требования об оспаривании, так и при предъявлении иска об уменьшении. Это обусловлено тем, что суд фактически не связан основаниями и доводами при подаче требования об оспаривании постановления. Речь именно о праве суда уменьшить размер в случае, если указанного требование не заявлялось.

В части определения минимального значения, на которое может быть уменьшен исполнительский сбор, судебная практика представляется неоднозначной. В частности, в Постановлении КС РФ от 30 июля 2001 г. N 13-П предусмотрено, что размер штрафной санкции должен отвечать критерию соразмерности. Вместе с тем законодатель вправе определять как максимальный, так и минимальный размер штрафов за неисполнение законодательства.

В силу ч. 7 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ суд вправе снизить штраф не более чем на ¼ часть (т.е. на 25 %). Принимать решение об уменьшении в большем объеме суды не вправе – законодателем строго ограничены его максимальный и минимальный размеры.

Заявление об отсрочке и рассрочке уплаты исполнительского сбора

Непогашенная после возбуждения приставом производства задолженность – основание для начисления исполнительского сбора. Законодателем закреплены случаи предоставления отсрочки или рассрочки по его уплате. Правом на обращение с подобным требованием обладает как должник, так и взыскатель.

Анализ правовых норм позволил определить, что в качестве основания для предоставления отсрочки взыскания суд рассматривает наличие обстоятельств, устранение которых на момент обращения невозможно. Подобные обстоятельства должны препятствовать надлежащему исполнению в указанный в постановлении срок, например, имущественное и финансовое положение должника и иные, существенно затрудняющие исполнение.

Судом устанавливается период рассрочки или порядок отсрочки уплаты. В случае, если основания, послужившие причиной отсрочки отпали, судом может быть отменено принятое ранее решение по заявлению судебного пристава.

Основания освобождения от исполнительского сбора

Суд правомочен не только изменить размер, но и вынести решение об освобождении от уплаты исполнительского сбора вовсе. Заявление об освобождении от исполнительского сбора разрешается по существу в арбитражном суде.

Анализ законодательства и судебной практики позволил выделить следующие основания для освобождения:

  • для предпринимателей и коммерческих организаций – наличие обстоятельств непреодолимой силы в силу п. 3 ст. 401 ГК;
  • для иных лиц, в том числе граждан и некоммерческих организаций достаточно подтвердить отсутствие вины и совершение действий по надлежащему исполнению (п. 1 ст. 401 ГК).

Отметим, что не является надлежащим основанием для освобождения следующие обстоятельства:

  • отсутствие на счете должника денежных средств;
  • исполнение за пределами срока, предусмотренного приставом для добровольного погашения задолженности.

При наличии объективных причин задержки суд вправе также рассмотреть вопрос об уменьшении штрафа.

Обжалование исполнительского сбора

Исковое заявление обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора подается в силу Постановления Пленума ВС РФ от 17.11.2015 N 50 в арбитражный суд в порядке, определенном ст. 27, 28 и 32 АПК РФ. В иске следует указать обстоятельства и основания, подтверждающие отсутствие прямого умысла и вины. Если заявление определением суда принято к производству, то взыскание сбора приостанавливается до момента вынесения решения.

При несогласии с постановлением и оспаривании исполнительского сбора должник вправе обратиться с одним из следующих требований:

  • об оспаривании постановления;
  • об уменьшении размера сбора;
  • о предоставлении отсрочки;
  • о предоставлении рассрочки;
  • об освобождении от уплаты.

Суд при обжаловании постановления вправе как уменьшить, так и освободить от уплаты сбора вовсе. Уменьшение размера в результате обжалования влечет признание постановления незаконным и является основанием для возврата должнику излишне уплаченного денежных средств.

Отметим, что для оспаривания постановления и направления жалобы ст. 122 ФЗ от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ предусмотрен срок 10 дней с момента получения информации о нарушении прав. Законодатель закрепил возможность увеличения указанного срока до 3 месяцев во порядке ч. 4 ст. 198 АПК РФ.

Возврат исполнительского сбора

Отмена взыскания исполнительского сбора осуществляется при наличии следующих оснований:

  • отменен судебный акт, во исполнение которого было возбуждено исполнительное производство;
  • отмена исполнительного документа;
  • отмена постановления о взыскании сбора.

В случае, если исполнительский сбор отменен его возврат должнику осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.06.2008 N 550. Для получения излишне уплаченной суммы сбора следует направить соответствующее заявление в территориальное подразделение ФССП, по постановлению которого денежные средства были взысканы. К заявлению следует приобщить платежные реквизиты и документы основания возврата, например, решение суда. Срок возврата в соответствии с п. 6 указанного Постановления не должен превышать 30 дней с момента приема ФССП заявления.

В заключение отметим, что при оспаривании исполнительского сбора, независимо уплачен он или нет на момент предъявления требования в суд, надлежащим ответчиком является соответствующее территориальное подразделение ФССП, вынесшее постановление о взыскании. Обжалование постановление о взыскании исполнительского сбора осуществляется только в административном порядке путем обращения в суд. Подача заявления об отмене исполнительского сбора государственной пошлиной не облагается.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
Adblock detector