No Image

Учреждение может быть создано

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).

Частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 9 ФЗ о некоммерческих организациях).

Государственное или муниципальное учреждение может быть бюджетным или автономным учреждением.

Бюджетное учреждение полностью финансируется за счет средств соответствующего бюджета, включая его деятельность по оказанию услуг физическим и юридическим лицам (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ; далее — БК).

Автономное учреждение частично финансируется учредителем, а частично находится на самофинансировании, т.е. финансируется за счет доходов, получаемых им от выполнения работ и оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. ст. 2, 4 ФЗ об автономных учреждениях).

С 1 января 2011 г. полностью вступят в силу положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ. Этим Федеральным законом внесены изменения в ФЗ «О некоммерческих организациях», касающиеся видов учреждений. Публичные учреждения в зависимости от особенностей их финансирования, правового режима имущества и ответственности будут относиться либо к казенным, либо к бюджетным, либо к автономным.

Казенным будет считаться государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (абз. 39 ст. 6 БК в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ).

Бюджетным учреждением будет некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (ст. 9.2 ФЗ о некоммерческих организациях в редакции ФЗ от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ). Как и казенное учреждение, бюджетное будет финансироваться за счет бюджета, но в пределах обязательного задания. Ему предоставляется право заниматься извлечением прибыли как в рамках основной его деятельности, осуществляемой на платной основе, так и занимаясь иными видами деятельности, если это служит достижению целей, ради которых оно создано, а эти виды соответствуют указанным целям и указаны в его учредительных документах.

Наряду с частными и публичными учреждениями действующее законодательство в зависимости от сфер (предмета и целей) деятельности позволяет различать следующие разновидности учреждений:

  • научная организация в форме публичного либо частного учреждения (ФЗ о науке);
  • образовательное учреждение (Закон об образовании); учреждение культуры и искусства (Основы законодательства о культуре);
  • музей — учреждение культуры (ФЗ о музейном фонде);
  • библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение (ФЗ о библиотечном деле);
  • архив — государственное или частное учреждение (ФЗ об архивном деле);
  • государственный природный заповедник — природоохранное, научно-исследовательское и эколого-просветительское учреждение (ФЗ об особо охраняемых территориях);
  • социальная служба в форме публичного или частного учреждения (ФЗ об основах социального обслуживания);
  • благотворительное частное учреждение (ФЗ о благотворительных организациях);
  • юридическая консультация, имеющая статус частного учреждения (ФЗ об адвокатуре).
Читайте также:  Упрощенная приватизация дачного участка

Правовое положение учреждений определяется ГК и федеральными законами, к числу которых относятся: БК, ФЗ о некоммерческих организациях, ФЗ об автономных учреждениях и другие.

Общие признаки всех учреждений:

  • учреждение не является корпорацией и не имеет членов; имущественная самостоятельность учреждения относительна. Оно не является собственником имущества, которое за ним закрепляется. Право учреждения на это имущество является ограниченным и именуется правом оперативного управления (ст. 296 ГК). Имущественная обособленность учреждения с фактической стороны выражается самостоятельной сметой;
  • относительной является и его самостоятельная имущественная ответственность. По требованиям кредиторов взыскание обращается лишь на денежные средства учреждения, и при их недостаточности дополнительную ответственность несет собственник.

Исключение составляют государственные и муниципальные автономные учреждения. Они отвечают по своим обязательствам всем закрепленным за ними имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономными учреждениями собственником этого имущества или приобретенных ими за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом (БК).

Учреждению может быть разрешено учредительными документами заниматься деятельностью, которая приносит доход. В таких случаях доход, полученный от занятия такой деятельностью, и имущество, приобретенное на него, поступает в самостоятельное распоряжение учреждения и учитывается у него на отдельном балансе (п. 2 ст. 298 ГК).

Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законом. Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (п. 8—9 ст. 2 ФЗ об автономных учреждениях).

Органом учреждения является его единоличный руководитель, назначаемый собственником. Назначение руководителя публичного учреждения происходит по правилам конкурсного отбора и на завершающем этапе оформляется заключением трудового договора. Органами автономного учреждения являются наблюдательный совет автономного учреждения, руководитель автономного учреждения, а также иные предусмотренные федеральными законами и уставом автономного учреждения органы (общее собрание (конференция) работников автономного учреждения, ученый совет, художественный совет и другие) (ст. 8, 10—11 ФЗ об автономных учреждениях).

Реорганизация и ликвидация учреждения происходят с соблюдением следующих особенностей. Реорганизация публичного (государственного и муниципального) учреждения не может приводить к смене собственника имущества учреждения. Передача публичного имущества в частную собственность разрешается в порядке и способами, установленными законодательством о приватизации. Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество. Преобразование публичного учреждения в некоммерческие организации иных форм или хозяйственное общество действующим законодательством не предусмотрено. Не исключается, однако, возможность преобразования публичного учреждения в казенное предприятие.

Учреждение не может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Имущество, остающееся после ликвидации учреждения, передается собственнику.

Частное Учреждение (Учреждение) – организационно-правовая форма некоммерческой организации, которая характеризуется следующими признаками:

  • Частное Учреждение (Учреждение) может быть создано собственником (гражданином или юридическим лицом);
  • основной целью создания Частного Учреждения (Учреждения) является осуществление управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера;
  • учредительным документом Частного Учреждения (Учреждения) является его Устав;
  • высшим органом управления в Частном Учреждении (Учреждении) является Собственник либо Учредитель. Исполнительный орган Частного Учреждения (Учреждения) может быть коллегиальным и (или) единоличным, осуществляющий текущее руководство деятельностью Учреждения и подотчетен высшему органу управления Учреждения.
  • Частное учреждение может быть преобразовано в фонд, автономную некоммерческую организацию, хозяйственное общество.
Читайте также:  Кто выдает лицензию на частную охранную деятельность

Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или Учреждением либо приобретенное казенным предприятием или Учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или Учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.

Учреждение может быть наделено правом заниматься предпринимательской деятельностью. Доходы, полученные в результате такой деятельности учитываются на балансе Учреждения и поступают в его хозяйственное ведение.

Прайс-лист на проведение регистрационных действий Частных Учреждений

Вид услуги

Стоимость в рублях РФ

Срок исполнения

Регистрация Частного Учреждения

от 20 000

5 недель

Внесение изменений в сведения о Частном Учреждении

от 10 000

от 10 дней

Реорганизация путем слияния, присоединения, разделения и выделения

40000 – 2 организации

от 4 месяцев

Реорганизация путем преобразования

40000

от 3 месяцев

Ликвидация Частного Учреждения

от 50000

от 3 месяцев

Обращаем Ваше внимание, что цены на услуги распространяются по г. Москве. В Московской области цены возрастают на 50 %. Цены на регистрацию в других регионах оговариваются непосредственно при личной встрече.

1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

При создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.

3. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 — 6 статьи 123.22 и пунктом 2 статьи 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.

4. Учредитель учреждения назначает его руководителя, являющегося органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю. Компетенция коллегиальных органов учреждения, порядок их создания и принятия ими решений определяются законом и уставом учреждения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читайте также:  Как сделать отопление в квартире многоквартирного дома

Комментарий к ст. 123.21 ГК РФ

1. Общий правовой статус учреждений в России определен комментируемой статьей, в соответствии с которой под учреждением понимается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.

Пункт 1 комментируемой статьи предусматривает право собственности учредителя на имущество создаваемого учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением, а также приобретенное учреждением по иным основаниям, учреждение приобретает право оперативного управления. Нормативные основы права оперативного управления определены в ст. 296 ГК РФ.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет виды учреждений, разделяя их на:

1) частное. Такое учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (см. комментарий к ст. 123.23 ГК РФ);

2) государственное. Такое учреждение может быть создано Российской Федерацией, субъектом РФ (см. комментарий к ст. 123.22 ГК РФ);

3) муниципальное. Такое учреждение может быть создано муниципальным образованием (см. комментарий к ст. 123.22 ГК РФ).

Следует отметить, что законодательно введен запрет на соучредительство нескольких лиц. Вероятно, речь идет о недопустимости смешения учредителей разного типа, например физического лица и муниципального образования и т.п.

3. По общему правилу, учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. Вместе с тем законодатель допускает установление ответственности по обязательствам учреждения и иным имуществом на уровне положений закона. При недостаточности денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества. Объем и порядок несения упомянутой субсидиарной ответственности зависят от вида и типа учреждения и определяются положениями п. п. 4 — 6 ст. 123.22 ГК РФ и п. 2 ст. 123.23 ГК РФ.

4. Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет правовые основы полномочий учредителя по отношению к руководителям и органам управления созданного учреждения. Так, учредитель учреждения вправе назначать руководителя учреждения, который одновременно будет являться органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем.

Особо следует выделить в компетенции учредителя возможность создания им коллегиальных органов, подотчетных учредителю.

5. Применимое законодательство:

— ФЗ от 10.11.2009 N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете";

— ФЗ от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях";

— ФЗ от 04.04.2005 N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации";

— ФЗ от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации";

— ФЗ от 26.05.1996 N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации";

— ФЗ от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

— письмо Минэкономразвития РФ от 21.06.2011 N 12702-АЛ/Д08.

6. Судебная практика:

— Определение КС РФ от 24.12.2012 N 2268-О;

— Постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 21;

— информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.07.1999 N 45;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 01.10.2013 N 3911/13;

— Постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 7463/12;

— Определение ВАС РФ от 06.05.2014 N ВАС-5010/14;

— решение Арбитражного суда Свердловской области от 23.04.2014 по делу N А60-42588/2013.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector