No Image

Снижение кадастровой стоимости земельного участка 2018

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В 2018 году физическое лицо обратилось в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка. В том же 2018 году суд вынес решение о значительном уменьшении кадастровой стоимости земельного участка.
Может ли физическое лицо вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог? За какой период времени?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Физическое лицо может вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2018 год, но не ранее.

Обоснование вывода:
Порядок налогообложения земельных участков в РФ определен главой 31 НК РФ. Земельный налог является местным налогом, обязательным к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований (п. 1 ст. 15, п. 1 ст. 387 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен земельный налог.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. При этом кадастровая стоимость ЗУ определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (п. 2 ст. 390 НК РФ).
В силу п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 ст. 66 ЗК РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
На основании ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее — Закон N 135-ФЗ) сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством РФ, с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Налоговые органы в целях исчисления земельного налога также руководствуются положениями ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ (письма ФНС России от 15.04.2014 N БС-4-11/7177, Управления ФНС России по Рязанской области от 21.03.2014 N 2.13-36/03190@).
На основании п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на конкретную дату — 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В настоящее время в случае оспаривания кадастровой стоимости ее новое значение, установленное после 1 января 2019 года решением комиссии или суда, будет учитываться при определении налоговой базы с даты начала налогообложения ЗУ по оспоренной кадастровой стоимости (п. 1.1. ст. 391 НК РФ, Информация ФНС России от 11.12.2018).
Однако данное положение связано с внесением изменений в НК РФ ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 03.08.2018 N 334-ФЗ "О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее — Закон N 334-ФЗ), который действует с 01.01.2019.
По мнению контролирующих органов, положения п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 НК РФ (в редакции Закона N 334-ФЗ), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года. Одним из таких оснований может являться решение суда об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного кадастровая стоимость, измененная на основании решений комиссии или суда об установлении рыночной стоимости объекта налогообложения, принятых после 1 января 2019 года (в том числе по искам/заявлениям, поданным до 1 января 2019 года), и внесенная в ЕГРН, будет учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (письмо ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@, письма Минфина России от 27.09.2018 N 03-05-05-02/69137, N 03-05-05-01/69209, от 01.10.2018 N 03-05-06-01/70282).
В 2018 году действовала предыдущая редакция НК РФ. В общем случае изменение кадастровой стоимости ЗУ в течение налогового периода не должно было учитываться при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (абзац четвертый п. 1 ст. 391 НК РФ). Однако в случае изменения кадастровой стоимости ЗУ по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной такими решениями, учитывались при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (письмо Минфина России от 16.01.2015 N 03-05-05-02/633).
Отметим, что аналогичное правило установлено ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ.
В то время налоговое ведомство выпустило ряд разъяснений (письма ФНС России от 14.04.2015 N БС-4-11/6355@, от 27.03.2015 N БС-4-11/5013@, от 26.03.2015 N БС-4-11/4935@). К примеру, ФНС России считало, что если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано в 2015 году и решение комиссии или суда об установлении рыночной стоимости в качестве кадастровой стоимости принято в 2015 году, то новая кадастровая стоимость должна применяться с 01.01.2015.
Отметим также, что в п. 28 постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28 указано, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном ст. 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Исходя из этого, в письме Минфина России от 15.07.2016 N 03-04-06/41463 был сделан вывод о том, что в случае, если кадастровая стоимость земельного участка была изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании заявления, поданного в 2015 году, организация вправе применять измененную кадастровую стоимость земельного участка в целях исчисления земельного налога с 2015 года до вступления в силу нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки. Смотрите также постановление Второго ААС от 29.05.2017 N 02АП-3046/17.
Учитывая вышеизложенное, а также нормы п.п. 1, 6 ст. 396 НК РФ, сумма земельного налога (авансовых платежей по налогу) в рассматриваемой ситуации должна исчисляться исходя из пересмотренной кадастровой стоимости ЗУ, которая подлежит применению с 01.01.2018 в качестве налоговой базы по земельному налогу, исчисляемому в 2018 году.
Таким образом, физическое лицо может вернуть из бюджета излишне уплаченный земельный налог за 2018 год, но не ранее.

Читайте также:  Поступить в вуз по окончании школы

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Налоговая база по земельному налогу;
— Энциклопедия решений. Порядок определения налоговой базы по земельному налогу.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Буланцов Михаил

Ответ прошел контроль качества

21 февраля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС". Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Краткое содержание:

Каждый земельный участок имеет свои индивидуальные характеристики. К таким характеристикам в том числе относятся:

  • категория земельного участка
  • вид разрешенного использования.

В соответствии с назначением земли и видом его использования и рассчитывается кадастровая стоимость конкретного земельного участка.

Рыночная и кадастровая стоимость

В соответствии со статьей 66 ЗК РФ рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 ст. 66 ЗК РФ – в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Кадастровая оценка земель производится органами исполнительной власти один раз в пять лет.

Читайте также:  Объявление на авито снять квартиру

Во многих регионах, в том числе и в Новосибирской области, кадастровая стоимость земельных участков в последнее время существенно возросла, а в некоторых случаях даже превысила рыночную. Учитывая то, что кадастровая стоимость земли является базой для расчета земельного налога, арендных платежей, выкупной стоимости земельных участков, у многих предпринимателей возникает желание снизить ее.

Основной причиной расхождений в определении кадастровой стоимости (которая иногда может быть завышена в 10 раз) является отсутствие возможности детально подойти к стоимости определенного участка при процессе массовой кадастровой оценки.

Повторная оценка кадастровой стоимости особенно интересна налогоплательщикам, являющимся владельцами крупнейших объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых может составлять несколько миллиардов рублей.

Как оспорить кадастровую оценку

Оспорить результаты кадастровой оценки земли можно двумя способами:

  1. Внесудебный порядок – обращение в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение 6 месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости.
  2. Судебный порядок – судебное решение, обязывающее кадастровый орган внести в качестве кадастровой стоимости земельного участка его рыночную стоимость. Изменения вносятся только после получения решения.

Этапы оспаривания кадастровой стоимости

Процесс по оспариванию кадастровой стоимости можно разделить на несколько этапов:

  1. Предварительный анализ возможности и целесообразности проведения процесса снижения кадастровой стоимости.
  2. Проведение оценки рыночной стоимости земельного участка.
  3. Прохождение экспертизы отчета об оценке в саморегулируемой организации оценщиков (СРО).
  4. Оспаривание кадастровой стоимости через суд или в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
  5. Уведомление органов местного самоуправления и территориальной налоговой инспекции об изменении кадастровой стоимости земельного участка.

Совсем ни к чему переплачивать земельный налог или арендную плату.

Поэтому, если есть возможность снизить кадастровую стоимость в несколько раз, почему бы эту возможность не использовать?

Неоправданно завышенная кадастровая стоимость становится серьезной проблемой для собственников недвижимости. Высокие налоги на недвижимость заставляют задуматься над возможностью минимизации их выплат. В особенности это касается предпринимателей и юридических лиц, в собственности которых находятся здания, сооружения и крупные земельные участки.

Изначально предполагалось, что кадастровая стоимость должна быть максимально приближена к рыночной цене. Однако на практике она часто оказывается выше, что повышает налогооблагаемую базу. Обычно это связано с неучтенными особенностями объекта, ошибками при технических расчетах. чтобы оспорить кадастровую стоимость, необходимо сравнить ее с рыночной стоимостью объекта. Для этого нужно заказать оценку и доказать эту необходимость в комиссии или суде.

Если завышение кадастровой стоимости подтверждается, то оценку возможно оспорить двумя способами: подать заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или обратиться в суд. Для юридического лица обязательно обращение в комиссию. В случае неудовлетворения решением комиссии его можно обжаловать в суде. Порой расходы на пересмотр кадастровой стоимости могут не оправдаться, поэтому важно заранее все просчитать.

Читайте также:  Заявление о выдаче копий судебных актов

По данным Росреестра, в 2017 году было рассмотрено 43,7 тыс. заявлений в отношении 83,3 тыс. объектов. По сравнению с 2016 годом количество рассмотренных комиссиями заявлений выросло на 39%. В период с января по ноябрь 2017 года решение в пользу заявителя принято комиссиями в отношении 55,4% заявлений.

Механизм оспаривания кадастровой стоимости

Для пересмотра кадастровой стоимости необходимо собрать следующий перечень документов:

  • выписку из ЕГРН, содержащую сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (если заявление подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованные при определении его кадастровой стоимости (если заявление подается на основании недостоверности указанных сведений);
  • отчет об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа (если заявление подается на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости);
  • документы, подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки (если заявление подается в связи с недостоверными сведениями об объекте недвижимости, использованными при определении его кадастровой стоимости — п. 11 постановления пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Кроме перечисленных выше документов, при подаче административного искового заявления в суд предоставляются:

  • документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (2 тыс. руб. для юридических лиц и 300 руб. для физических лиц за каждый объект недвижимости);
  • доверенность и копия диплома о юридическом образовании, удостоверяющие полномочия представителя административного истца;
  • документы и материалы (решение комиссии или документ об отказе комиссии в рассмотрении заявления), подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора (если в суд обращается юридическое лицо).
  • заявления о пересмотре кадастровой стоимости без приложения указанных документов комиссиями по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости к рассмотрению не принимается, а судом оставляются без движения.

Как происходит оспаривание кадастровой стоимости

Заявление о пересмотре кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца с даты принятия заявления. Заявитель, не согласный с решением комиссии, может обратиться в суд. Важно, что заявитель также может оспаривать в суде не само решение комиссии, а результат определения кадастровой стоимости. В таком случае решение комиссии не будет предметом судебного спора.

Как правило, судом по таким делам назначается судебная оценочная экспертиза. Успех оспаривания во многом будет зависеть от объективности, полноты и всесторонности экспертного заключения, профессиональную оценку которому может дать только лицо, обладающее знаниями в области оценочной деятельности.

Компенсация судебных расходов

В настоящее время компенсации для заявителей законом не предусмотрено. Однако предлагается внести изменения в ст. 248-1 КОАП РФ в случаях удовлетворения требований о судебных расходах с административного ответчика.

Подобная инициатива является реакцией на известное постановление КС РФ от 11.07.2017 № 20-П, в котором говорится, что недопустимо возлагать на налогоплательщиков бремя несения вынужденных судебных расходов при оспаривании кадастровой стоимости. Если при проведении государственной кадастровой оценки не было допущено ошибки, делается вывод о невозможности возложения на государство судебных расходов по таким делам.

По мнению КС РФ, распределение обязанностей по несению судебных расходов по делам об оспаривании кадастровой стоимости должно решаться в зависимости от установленной судом рыночной стоимости. Данную тенденцию можно назвать положительной, поскольку с налогоплательщика снимается бремя некомпенсируемых судебных расходов.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector