No Image

Порядок принятия решения командиром

СОДЕРЖАНИЕ
37 просмотров
10 марта 2020

Принятие решения командир осуществляет единолично на основе уяснения полученной от старшего начальника задачи (выводов из ее уяснения), оценки обстановки (выводов из ее оценки). При принятии решения командир учитывает предложения должностных лиц органа управления.

Существо решения двояко. С одной стороны существом решения является результат творческой мыслительной деятельности командира и должностных лиц органа управления, определяющий способ действий подчиненных войск по выполнению стоящей перед ними задачи. С другой стороны – это результат единоличного волевого акта командира по окончательному выбору способа действий подчиненных войск, придающий решению законодательную силу.

Конкретное содержание решения в значительной мере будет определяться характером поставленной задачи и условиями обстановки.

Значительную роль в обеспеченности правильности изложения и восприятия содержания решения имеет его структура. С этой точки зрения наиболее рациональной является структура, основными элементами которой являются: замысел действий подчиненных войск; конкретные задачи (боевые задачи) частям, подразделениям (формированиям); вопросы взаимодействия, обеспечения и управления.

Применительно к такой методике раскроем основное содержание и порядок работы органа управления.

Общий порядок работы органа управления подчинен и в значительной мере соответствует порядку работы командира. Обычно в нем предусматриваются следующие взаимосвязанные этапы (имеют циклический характер) работы органа управления:

сбор, обработка данных об обстановке (уяснение задачи);

Особенность деятельности по реализации цикла планирования заключается в том, что работа ОУ организуется так, чтобы обеспечить руководителя данными обстановки, своевременное принятие решения и своевременную постановку задач войскам, планирование действий войск, непосредственное руководство проведением мероприятий в войсках и контроль выполнения принятых решений (планов).

Данные обстановки командир собирает лично, через штаб и начальников служб. В первую очередь собираются данные, необходимые для принятия решения (планирования).

Знание данных об обстановке позволяет правильно уяснить полученную задачу (директиву, приказ, распоряжение, изменение обстановки). Уяснение задачи — этап работы командира, направленный на глубокое понимание:

а) цели предстоящих действий;

б) замысла старшего начальника, содержания и особенностей полученной задачи;

в) роли своего соединения (части) в выполнении общей задачи;

г) задач соседей, порядка и способов взаимодействия с ними;

д) учет задач, решаемых старшим начальником в интересах соединения (части);

е) срока готовности к выполнению задач.

При этом должностные лица ОУ готовят необходимые расчеты и данные, характеризующие предстоящие действия и возможности части.

Уяснив задачу, командир производит расчет времени, т. е. распределяет время, имеющееся в его распоряжении на подготовку к предстоящим действиям войск. Расчет времени осуществляет лично командир или начальник штаба, он необходим для выделения максимального времени для практической подготовки к предстоящим действиям войск. Расчет времени по своей сути представляет форму организации работы ОУ. При расчете времени осуществляется распределение должностных лиц по функциям управления с учетом решаемых задач и сроков выполнения. Проводя расчет времени командир ориентирует должностных лиц на предстоящие действия. В случае необходимости отдаются предварительные распоряжения на подготовку к возможным действиям.

Следующим этапом является оценка обстановки, представляющая собой всестороннее изучение и анализ факторов, влияющих на выполнение поставленных задач.

В результате выявляются условия и факторы, способствующие и препятствующие успешному выполнению поставленных задач. В целом, оценка обстановки проводится по следующим элементам: противник; свои войска; район боевых действий; местность; время.

Чем ниже уровень звена управления, тем больше степень детализации требуется командиру.

Оценив последовательно все элементы обстановки и сделав по каждому из них частные выводы, командир затем делает общий вывод о степени влияния сложившейся обстановки на достижение поставленной цели.

Это по своей сути является классической оценкой обстановки по ее элементам, однако, в практике войск существует и другой способ, который называется оценкой обстановки по элементам решения. Об основных аспектах его применения, структурных компонентах решения речь пойдет на других занятиях.

Таким образом, окончательные выводы из уяснения задачи и оценки обстановки позволяют командиру сформировать несколько наиболее перспективных вариантов решения (планов) на предстоящие действия и затем выбрать наиболее целесообразный путь выполнения задачи и принять решение.

2.16.3. Методические, организационные и стилевые аспекты
выработки рационального решения

При подготовке и выборе рационального решения применяются различные методы. Их можно условно свести в четыре группы методов: постановки проблем, разработки вариантов решений, выбора решения и организации выполнения решения. Рассмотрим группы методов несколько подробнее.

Методы постановки проблем – обеспечивают их достоверное и наиболее полное описание. Набор методов зависит от характера и содержания проблемы, сроков и средств, которые выделяются на этапе ее постановки. К ним относятся методы сбора, хранения, обработки и анализа информации (осуществляется поиск ответов на вопросы типа «Что произошло?» и «Что делается?»); метод фиксации важнейших событий; метод факторного анализа; метод сравнения; метод моделирования.

К методам разработки вариантов решенийотносятся:

методы сбора информации (уясняют, «Как можно решить проблему, с помощью каких управленческих действий?»);

использование творческого потенциала, знаний и умений руководителей и специалистов для разработки вариантов решений;

при коллективной работе раскрытию творческих способностей и неординарного мышления способствуют метод групповой техники, метод Дельфы и метод мозговой атаки.

Метод номинальной групповой техники построен на принципе ограничений межличностных коммуникаций. Содержание метода заключается в том, что на начальном этапе все члены группы излагают в письменном виде свои предложения самостоятельно и независимо от других. Далее каждое должностное лицо докладывает суть своего предложения, представленные варианты рассматриваются без обсуждения и критики и после этого каждый участник в письменном виде представляет ранговые оценки рассмотренных идей. Проект, получивший наивысшую оценку, принимается за основу решения.

Метод Дельфы часто используют в случаях, когда сбор группы невозможен (членам группы не разрешается встречаться и обмениваться мнением, они знакомятся только с интегральным документом). При использовании данного метода затраты времени на разработку решений велики. Суть метода заключается в следующем. Должностным лицам предлагается автономно ответить на сформулированный перечень вопросов по рассматриваемой проблеме. На основе всех предложенных вариантов составляется обобщенный документ, его копия доводится всем должностным лицам. С учетом возможных изменений мнения должностных лиц по рассматриваемым вопросам предыдущие два шага повторяются столько раз, сколько необходимо для согласованного решения.

Метод мозговой атаки предполагает предоставление каждому должностному лицу права высказывать самые различные предложения по поводу вариантов решения (вне зависимости от их обоснованности и логичности). Все предложения выслушиваются без критики и оценки, а их анализ производится централизованно. В результате формируется список, в котором все представленные предложения структурируются по определенным параметрам-ограничениям, а также по их результативности.

Методы выбора решения. Для оценки вариантов слабо структурированных решений применяют систему взвешенных критериев. Часто используется модель, позволяющая принимать не оптимальное, а «удовлетворительное» решение, отвечающее поставленным ограничениям и улучшающее проблемную ситуацию. Для хорошо структурированных решений, где возможно использование методов количественного анализа, часто применяют экономико-математические методы, которые позволяют в качестве критерия выбора использовать целевую функцию. Такой выбор называют оптимизационным. В военных организациях для решений связанных с подготовкой и ведением боевых действий он применяется редко.

Методы организации выполнения принятого решениянаправлены на преодоление сопротивления нововведениям, на повышение заинтересованности управленческого персонала в получении запланированного результата. К ним относятся методы прямого воздействия, материального стимулирования, контроля и другие.

Содержание работы по выработк6е решения отражает основные стороны процесса управления и в нем должны быть определены:

общий порядок работы руководителя и его непосредственных помощников;

состав должностных лиц органа управления с указанием их основных функций и порядка взаимодействия между собой;

рекомендации по порядку и способам оценки обстановки;

порядок решения типовых задач.

2.17. технологический механизм
ВЫРАБОТКИ ЗАМЫСЛА ДЕЙСТВИЙ войск

Общее содержание технологии выработки замысла действий войск

Замысел занимает центральное место в решении командира и является той основой, на которой формируется все решение и осуществляется его детализация при разработке плана действий войск. В зависимости от поставленной (возникшей) задачи, условий ее выполнения, стиля работы командира могут использоваться различные подходы к выработке замысла действий. Из возможного множества мы рассмотрим два основных подхода, в основу которых положен классический подход и оперативная постановка задачи.

Выработка замысла действий на основе классического подхода, широко используется в военном управлении и ее алгоритм достаточно хорошо вам известен.

Общий алгоритм выработка замысларешения на основе классического подходавключает в себя последовательное выполнение следующих управленческих действий (технологических функций управления):

1.Начальным этапом работы командующего (командира) по принятию решения является уяснение поставленной задачи.Оно включает:

1.1 уяснение цели предстоящих действий;

1.2 уяснение замысла старшего начальника и содержания полученной задачи;

1.3 уяснение роли подчиненных войск в выполнении задач вышестоящей инстанции и их место в оперативном построении (боевом порядке);

1.4 уяснение задач соседей и условий взаимодействия с ними;

1.5 уяснение особенностей полученной задачи и сроков готовности к ее выполнению.

В результате уяснения задачи командующий (командир) оценивает соответствие предписанных требований и условий их выполнения, определяется какие предварительные распоряжения, кому и когда отдать, как организовать работу по принятию решения.

2. После оценки соответствия предписанных требований и условий их выполнения и, в частности, сроков готовности к выполнению задачи проводится расчет времени работы органа управления, включающий в себя:

Читайте также:  Как пользоваться термометром для воды

2.1 уяснение времени начала действий войск;

2.2 определение времени необходимого для подготовки войск к выполнению задачи;

2.3 определение времени работы органа управления по планированию действий войск.

Результатом расчета времени работы органа управления является определение и выбор метода работы органа управления.

3. Уясненная задача и график работы органа управления доводится до всех должностных лиц, привлекаемых командующим (командиром) к выработке решения. В свою очередь, должностные лица органа управления, уяснив поставленную им задачу, приступают к оценке обстановки, в ходе которой анализируют и оценивают факторы и условия, влияющие на выполнение задачи. Оценка обстановки включает:

3.1 изучение и анализ данных о противнике;

3.2 изучение и анализ данных о своих войсках;

3.3 изучение и анализ данных о районе боевых действий;

3.4 оценка метеорологических и климатических условий, времени;

3.5 изучение и анализ данных о радиоэлектронной, РХБ обстановке и других элементах, влияющих на выполнение боевой задачи.

В результате оценки обстановки делаются общие выводы по вопросам: степени влияния условий обстановки на выполнение поставленных задач, прогнозируемых действий противника, готовности войск к выполнению боевой задачи и мероприятия по повышению живучести. Они необходимы и учитываются командующим (командиром) при выработке замысла действий войск.

4. Выработка замысла действий войск включает определение:

4.1 цели предстоящих действий и способов ее достижения, направления сосредоточения основных усилий;

4.2 основных задач, сроков, последовательности и способов их выполнения;

4.3 состава сил и средств, привлекаемых для выполнения полученных задач;

4.4 порядка боевого построения и возможного маневра;

4.5 способов обмана противника.

Таким образом, замысел выражает главную руководящую идею командира, определяющую цель действий, а также, в общем виде, силы, средства и способы ее достижения. Поэтому он является важнейшим элементом (ядром) всякого решения и остовом модели предстоящих действий. На нем базируются все остальные элементы решения, а также все частные планы и действия самих войск.

Анализируя общее содержание технологии выработки замысла действий войск, мы можем выделить в ней две основные стороны, два аспекта: методический и организационный.

Методический аспект проявляется в том, что технология определяет совокупность форм, способов, приемов и процедур управленческой деятельности, применяемых должностными лицами и органами управления в определенной логической последовательности при выработке замысла действий, позволяющего эффективно решить поставленную задачу.

Организационный аспект проявляется в том, технология определяет порядок (последовательность и взаимосвязь) действий должностных лиц и органов управления в процессе выработки замысла действий войск на выполнение поставленной задачи.

| следующая лекция ==>
Виды управленческих решений | Структура оперативной постановки задачи

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 396 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 25.10.2017 2017-10-25

Статья просмотрена: 1937 раз

Библиографическое описание:

Яцук К. В., Шелест Р. М. Решение командира подразделения // Молодой ученый. — 2017. — №43. — С. 178-183. — URL https://moluch.ru/archive/177/46075/ (дата обращения: 05.11.2019).

Грамотная управленческая деятельность командира — является одним из важнейших условий продуктивной жизнедеятельности подразделений в мирное время, когда закладываются основные навыки среди личного состава подразделения, проходит процесс обучения, прививается дисциплина, вырабатывается субординация, иными словами делается все возможное, чтобы в условиях реального боя подразделение максимально эффективно исполнило свое предназначение.

Все это достигается путем повседневного решения различного рода задач, ответственность за выполнение которых полностью лежит на командире подразделения. Эти задачи могут, как самостоятельно определяться командиром, так и быть поставлены старшим начальником.

Исходя из необходимости постоянного выполнения задач, важнейшим моментом в деятельности командира является принятие решения.

Именно этим процессом закладывается основа, программа предстоящего решения поставленной старшим начальником цели управления, последующая реализация которой требует уже не элементов творчества, как при принятии решения, а в основном технической или организационной работы, не исключающей, в прочем, инициативы и творчества на каждом этапе ее реализации.

Чем сложнее решение задачи, тем более высоким будет уровень творчества, необходимого для его принятия.

Основная проблема принятия эффективного решения — обеспечение его правильности и своевременности, что в определяющей степени зависит от умения командира и штаба правильно организовать работу по достижению цели управления.

Вопрос принятия эффективного решения весьма актуален, ведь в зависимости от того, насколько своевременно и рационально принято то или иное решение, настолько будет успешно и управление в целом.

Прежде чем выявлять потенциальные проблемы, необходимо рассмотреть управленческую деятельность командира в целом.

Управленческая деятельность командира — это целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие на подчиненных, проведение им определенных мероприятий в целях выполнения ими различных задач. Эти мероприятия на практике выражаются в виде функций управленческой деятельности, которые направлены на достижение конкретных результатов в повседневной деятельности подразделений.

Как всякий процесс, управление повседневной деятельностью подразделений имеет свою сущность и содержание.

Сущность управления повседневной деятельностью подразделений заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, и служб по поддержанию высокой боевой и мобилизационной готовности подразделений и руководству ими при выполнении задач в мирное время 7, с. 48.

По своему содержанию управление есть информационный процесс, который, как правило, включает такие операции (функции) органа управления, как:

– сбор, изучение и анализ данных о состоянии подразделений и ходе выполнения ими задач;

– принятие решений и планирование повседневной деятельности подразделений;

– доведение задач до подчиненных;

– воздействие на объект управления;

– организация контроля и оказание помощи подчиненным 9, с. 46.

Сбор, изучение и анализ данных о состоянии подразделений и ходе выполнения ими задач — одна из наиболее сложных, объемных и трудоемких задач управления. Главная ее цель состоит в том, чтобы постоянно и своевременно обеспечивать командование необходимыми достоверными сведениями о ходе выполнения подчиненными поставленных задач. От выполнения этой задачи зависит реальность выводов из оценки обстановки, своевременность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования и эффективность использования подразделений.

Принятие решений и планирование повседневной деятельности подразделений — творческая и ответственная задача управления. Суть ее состоит в том, чтобы в соответствии с требованиями руководящих документов (приказов, директив, распоряжений), указаниями старших начальников, складывающейся обстановкой и возможностями подразделений определить порядок и способы решения поставленной задачи с наименьшими затратами сил, средств и времени. В подготовке данных для принятия решения участвуют практически все должностные лица штаба, а решение принимает только командир и несет за него личную ответственность.

Доведение задач до подчиненных — одно из главных мероприятий в организации выполнения принятого решения. Решение становится законом не само по себе, а лишь тогда, когда доведено до исполнителей.

Задачи должны доводиться до подчиненных своевременно, точно и ясно.

Своевременность предполагает доведение задач до исполнителей в такой срок, который позволяет полностью подготовить подразделения к непосредственной реализации решения командира.

Точность доведения задач заключается в полном их соответствии замыслу командира, в согласованности организационных мероприятий всех звеньев управления.

Ясность изложения задач приводит к правильному их пониманию подчиненными [3].

Подготовка подразделений к выполнению задач и непосредственное руководство ими является основой организаторской деятельности командиров и штабов всех уровней. В данном случае, командир действует как организатор. Это означает, что нет необходимости хвататься за мелочи, с которыми может успешно справиться другой исполнитель, а надо уметь видеть весь процесс в целом, быть там, где в данный момент необходимо скоординировать действия подчиненных.

Решение этой задачи связано с выполнением комплекса мероприятий по подготовке подразделений и сосредоточением их усилий на успешной реализации планов в соответствии с принятым решением и складывающейся обстановкой.

На этом этапе проявляются все достоинства и недостатки, допущенные в процессе принятия решения и планирования.

Организация контроля и оказания помощи подчиненным — важная функция управления, как в процессе подготовки, так и при выполнении поставленных задач. Контроль — это система наблюдения и проверки соответствия действий всех элементов объекта управления принятому командиром решению, выявления всех допущенных в процессе выполнения задач отклонений от спланированных мероприятий, принципов организации и регулирования [1].

Таким образом, управленческая деятельность командира — это последовательное и целенаправленное проведение им определенных мероприятий по воздействию на подчиненных в целях выполнения ими различных задач.

Далее необходимо определить понятие и сущность процесса принятия решения командиром.

Процесс принятия решений включен в почти каждое управленческое действие и является весьма важной функцией командира подразделения, так как его последствия определяют действия, поведение, а порой и судьбы многих людей.

Решение — это результат выбора альтернативы, то есть выбора какого-либо варианта действий из всех возможных в данной конкретной ситуации, реализация которого обеспечивает наиболее эффективное решение поставленных задач и достижение цели с наименьшими затратами.

В условиях повседневной жизни, при организации службы, боевой подготовки, мобилизации и любого другого вида жизнедеятельности подразделений в мирное время, решение командира является основой управления.

Подчеркивая важность процесса принятия решений командиром в управлении, необходимо помнить, что принятие решения — это связующий процесс, он встроен в другие управленческие функции, при осуществлении которых каждый раз требуется решение командира.

Читайте также:  Код подразделения коминтерновского района воронежа

Выделяют четыре уровня принятия решения, для каждого из которых требуются определенные управленческие навыки.

Рутинные решения принимаются в соответствии с имеющейся программой, командир должен идентифицировать ситуацию и взять на себя ответственность за начало определенных действий. На этом уровне не требуется творческого подхода, поскольку все процедуры заранее предписаны.

Селективный уровень предполагает, что командир оценивает достоинства целого круга возможных решений и старается выбрать те действия, которые лучше всего подходят в условиях данной проблемы, являются наиболее эффективными, экономичными.

Адаптационные решения вызывают трудности, так как здесь командир ищет новое решение известной проблемы, в данном случае необходимо суметь отказаться от привычного, но уже устаревшего подхода к проблеме и выработать творческое решение. Успех командира зависит от его личной инициативы и способности сделать прорыв в неизвестное.

Инновационные решения наиболее сложны, так как командиру необходимо найти способы понимать совершенно неожиданные и непредсказуемые проблемы. Для решения таких проблем требуются новые представления и методы, способность мыслить на новый манер, творчески самому решать проблему, обсуждая и используя труд других специалистов.

Управленческое решение определяет содержание деятельности подчиненных при достижении поставленной цели и является главным структурным элементом управленческого процесса. В соответствии с решением осуществляется планирование и вся последующая организаторская деятельность органов управления, связанная с руководством подразделениями в ходе повседневной деятельности 8, с. 44.

Процесс принятия решения командиром условно можно подразделить на несколько этапов.

Начальным этапом является уяснение полученной задачи, в результате которого командир подразделения должен:

– выявить конечную цель предстоящих действий, т. е. какие результаты и в какие сроки должны быть достигнуты;

– определить какие конкретно трудности имеются, понять природу проблемы

– понять замысел старшего начальника для достижения поставленных целей;

– определить задачу, место и роль, отводимую подразделению;

– знать какую помощь оказывает старший начальник при выполнении поставленной задачи;

– учесть с кем придется взаимодействовать при ее выполнении.

Изучив полученную задачу, командир определяет, какие и когда отдать предварительные распоряжения подчиненным, какие мероприятия провести в первую очередь и дальнейший порядок работы по принятию решения и подготовке подразделений к предстоящим действиям. Формулирует основные выводы.

В последующем командир доводит содержание полученной задачи до заместителей и начальников служб, ставит задачи на подготовку предложений для принятия решения и определяет сроки их заслушивания.

На втором этапе производится оценка обстановки с целью определить влияние конкретных условий на решение поставленной задачи, выявить и использовать факторы, способствующие эффективности ее выполнения, выявить и нейтрализовать (ослабить) влияние факторов, затрудняющих достижение цели.

Как правило, при оценке обстановки учитываются:

– возможности части по выполнению поставленной задачи;

– условия, в которых будет выполняться поставленная задача;

– время, отводимое на выполнение задачи.

При оценке возможностей подразделения анализируется и определяется необходимое количество личного состава для выполнения задачи, степень его подготовленности, морально-психологическое состояние, возможности по финансовому, материальному и техническому обеспечению. Выполнение поставленной задачи согласуется с другими задачами повседневной жизни.

При оценке условий анализируются военно-политическая обстановка, морально-психологический климат в воинском коллективе, экономические и физико-географические условия, а также обустроенность и другие факторы, влияющие на выполнение предстоящей задачи.

При оценке времени анализируется его фактическая потребность и наличие, определяется соответствие между потребным и располагаемым временем на подготовку, начало, конец, продолжительность выполнения задачи, сроки выполнения промежуточных задач.

В ходе оценки обстановки командир использует предложения, справки, справки-доклады, расчеты заместителей, начальников служб, формулирует основные выводы.

Этап, следующий за оценкой обстановки, содержит выработку идей по решению задачи. Это и есть тот самый творческий процесс в принятии решения, при котором от командира требуется не только на основе прецедента решить некоторую задачу, но и порой проявить инициативу и придумать инновационное решение. Подготовка вариантов решения требуют от командира глубоких знаний, широкого кругозора, умения работать с информацией и исполнителями. Большую роль в принятии решения играет также интуиция командира.

Этапом, логично вытекающим из предыдущего, является оценка идей, альтернатив решения, отсев неприменимых идей.

Для выполнения поставленной задачи часто можно найти несколько решений, отличных друг от друга в той или иной степени. При отборе наиболее эффективного из них необходимо учитывать реализуемость предполагаемого решения задачи. Принятое решение должно быть целесообразным (рациональным), т. е. таким, которое обеспечивает эффективное выполнение задачи в установленные сроки при наименьших затратах сил и средств.

И только после всех перечисленных этапов наступает практическая реализация принятого решения.Выбрав лучший вариант, командир объявляет свое решение подчиненным и организует его исполнение. Под организацией выполнения принятого решения следует понимать деятельность командира по созданию условий для его эффективной и качественной реализации. Эта деятельность включает в себя: планирование выполнения задач, постановку задач исполнителям, обеспечение выполнения работ. При планировании выполнения составляется план, определяются работы и мероприятия, необходимые для решения поставленной командиром задачи, и сроки их выполнения, осуществляется подбор и расстановка исполнителей. Путем постановки задачи осуществляется доведение решения до исполнителей (подчиненных).

На практике довольно часто хорошие с точки зрения решения достижения поставленной цели могут оказаться не только не эффективными, но и вредными из-за несущественных на первый взгляд причин. Это обусловлено тем, что принятие решения — это всегда ответственный шаг, который влечет за собой последствия, а потому должен совершаться обдумано с учетом всех воздействующих факторов.

Именно на этом шаге наиболее ярко проявляются талант, компетентность и интеллект командира, позволяющие говорить об интеллектуальной, творческой составляющей управленческой деятельности в целом, а управление рассматривать как искусство выбора наиболее приемлемых альтернатив.

Необходимо так организовать работу командующего и штаба, чтобы за время, не превышающее допустимое для решаемой задачи, при существующем интеллекте командира и достигнутом уровне достоверности информации принять решение, обеспечивающее выполнение поставленной задачи с заданной эффективностью.

Проблемы, возникающие при принятии решения и дальнейшей его реализации, вытекают из нарушения требований к решению.

Первым из таких нарушений может стать некомпетентность, отсутствие научной обоснованности. Она проявляется в том случае, когда решение принимается на основе недостоверной, плохо изученной ситуации об управляемом объекте.

Второе нарушение — отсутствие полномочности, при котором решение принимается органом или лицом, не имеющим права на принятие именно этого решения и не способным нести должную ответственность за принятое решение в силу отсутствия полномочий.

За нарушением полномочности следует нарушение директивности, то есть обязательности исполнения решения.

Противоречивость возникает, когда решение не согласовано с ранее принятыми решениями. Непоследовательность в принятии решений, их взаимоисключаемость приводят к резкому снижению эффективности управления.

Если на момент реализации принятое решение уже стало ненужным, в связи с изменившимися условиями поставленной задачи, то возникает проблема несвоевременности принятого решения.

Если при донесении решения до исполнителей были допущены нарушения точности, ясности и лаконичности формулировки решения, то решение будет сложным для усвоения исполнителями требований управления.

Неправильное соизмерение целей и затрат на их достижение влечет за собой принятие неэффективного решения, то есть решения задачи не оптимальным образом.

Нарушение комплексности возникает в том случае, когда не были учтены все благоприятные и неблагоприятные факторы, относящиеся к решаемой проблеме.

Психологические особенности принятия решения всегда интересовали людей. Еще Декарт сформулировал следующие пять принципов решения задачи:

– не торопиться в суждениях

– избавляться от предвзятых мнений

– делать по возможности более полные обзоры того, что сделано предшественниками

– каждый процесс разлагать на более простые

– начинать решение с простейшего, переходя затем к более сложному.

Выработка даже самого компетентного решения не означает, что намеченная этим решением цель управления будет достигнута. Необходимо еще, чтобы решение было обеспечено материально и исполнено пунктуально, своевременно, с оптимальным проявлением творчества и инициативы.

Распоряжение начальника должно не просто обязать подчинённого к выполнению определенных действий, но и максимально мобилизовать его инициативу, вызвать у него нужные положительные эмоции, в первую очередь желание и готовность выполнить распоряжение наилучшим образом.

Форма распоряжения избирается в соответствии с личными особенностями, чертами характера, культурой и образованием исполнителя. Каждый человек требует своего стиля общения. Начальник, который это понимает, знает главный секрет успешного руководства.

Задачи и распоряжения должны отдаваться в спокойном тоне, быть ясными, определенными, исчерпывающими и убедительными. При этом нужно указать не только что и когда надо выполнить, но и конечную цель этой работы.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод, что жизнедеятельность подразделений в мирное время в огромной мере зависит от управления, проводимого командиром подразделения, и тех решений, которые он ежедневно принимает.

Таким образом, грамотное управление — залог бесперебойного функционирования подразделений, своевременного и точного исполнения ими всех своих функций, а также оптимальное и верное решения задач, поставленных высшим командованием.

Необходимость решать задачи порождает необходимость в принятии решений. Решения принимаются командиром, который, в свою очередь, полностью ответственен за их последствия. Верное решение требует от командира наличие определенных качеств, навыков, а также доли творчества, ведь из множества альтернативных решений ему необходимо выбрать самое эффективное, так как оптимальное решение любой задачи должно обеспечивать достижение цели с наименьшими затратами.

Читайте также:  Отзывы о работе логопеда в детском саду

Процесс принятия решения — весьма важная часть каждого управленческого действия, ведь его последствия определяют судьбы как отдельных людей, так и подразделений в целом.

Не всегда принимаемое решение бывает стандартным, так как не все ситуации вписываются в существующие руководящие документы, но оно всегда должно быть своевременным и рациональным.

Решение должно отражать объективные закономерности развития объекта и системы управления им, иначе неизбежны негативные последствия принимаемого решения.

Решение может приниматься только тем органом или лицом, которые имеют на это полномочия.

Принимая решение, важно учитывать, что оно будет осуществляться не изолированно и должно развивать и дополнять принятые ранее решения.

Решения должны приниматься своевременно.

Решение должно быть понятным исполнителям.

Залогом успешной реализации решения являются его простота, лаконичность и строгость формы.

Необходимо правильно соблюдать прямую зависимость между целями, средствами и ресурсами.

Лицо, принимающее решение, должно рационально использовать логическое мышление и интуицию, математические методы и вычислительную технику при формировании и отборе решения.

Также при принятии решения стоит учитывать и психологические аспекты этого процесса. Командир должен полностью владеть собой, уметь абстрагироваться от лишних эмоций, учитывать все факторы задачи, объективно оценивать обстановку.

ПОРЯДОК РАБОТЫ КОМАНДИРА И ШТАБА ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ

С получением боевого приказа, боевого (предварительного боевого) распоряжения, командир и штаб приступают к подготовке служебно-боевых задач.

Работа по организации выполнения задачи осуществляется в следующем порядке:

-изучение и уяснение полученной задачи;

-производство расчета времени;

-ориентирование заместителей, командиров подразделений о полученной задаче и мероприятия которые необходимо провести немедленно;

-оценка обстановки с заслушиванием заместителей начальников отделений и служб, командиров подразделений и выработка замысла;

-доклад и утверждение замысла у старшего начальника, доведение до заместителей, начальников отделений и служб, отдача указаний на принятие решения;

-доведение предварительных боевых распоряжений до подчиненных;

-рассмотрение и утверждение замыслов подчиненных, в том числе по всестороннему обеспечению;

-завершение принятия решения (определение боевых задач элементам боевого порядка, основных вопросов взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления);

-доклад и утверждение решения у старшего начальника;

-проведение рекогносцировки (при необходимости);

-постановка задач подчиненным подразделениям (элементам боевого порядка);

-рассмотрение и утверждение решений заместителей по направлениям служебно-боевой деятельности и подчиненных командиров подразделений;

-планирование выполнения служебно-боевых задач;

рассмотрение и утверждение планирующих документов;

-организация взаимодействия, отдача указаний по всестороннему обеспечению и управлению;

-практическая работа по подготовке подчиненных и

подразделений к выполнению служебно-боевых задач;

-контроль исполнения распоряжений и оказание помощи.

Уясняя задачу командир должен понять:

-цель предстоящих действий, замысел старшего начальника (особенно способы разгрома противника);

-его место, роль и задачу в замысле старшего начальника и его задачу;

-задачи соседей, условия взаимодействия с ними и другими видами и родами вооруженных сил, силовыми ведомствами;

-срок готовности к выполнению задачи.

На основе уяснения задачи проводиться расчет времени на подготовку и отдаются указания по мероприятиям которые необходимо провести немедленно.

Оценивая обстановку командир вырабатывает замысел.

Оценка обстановки осуществляются с учетом прогноза ее развития при подготовке, в ходе и после выполнения полученной задачи.

Оценка обстановки включает:

-оценка боевого состава и вскрытия замысла действий противника;

-оценка своих войск;

-оценка местности, климатических и погодных условий, времени года, суток и других факторов влияющих на выполнение задачи.

Оценка противника включает:

-боевой состав и характер действий;

-наиболее важные объекты, цели;

-особенности оборудования района действий.

Оценка своих войск включает:

-положение, характер действий войск;

-состояние штатных, приданных, взаимодействующих подразделений;

-наличие и состояние запасов материальных средств.

Оценка местности включает изучение:

-защитных и маскирующих свойств местности;

-состояние путей маневра, подвоза, эвакуации;

-проходимости местности вне дорог;

-наличия и характера инженерных заграждений.

Готовятся данные для оценки морально-психологического состояния противника и своих войск.

Штаб производит расчеты:

-распределения сил и средств;

-времени выдвижения в район выполнения задач;

-прохождения рубежей (пунктов);

-времени занятия районов.

По каждому элементу оценки делаются выводы, определяются этапы выполнения задач.

Уяснив задачу, оценив обстановку, учитывая результатов расчетов, командир принимает решение в котором определяет:

-задачи подразделения (элементами боевого порядка);

-основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения, управления.

Замысел составляет основу решения. В ходе выработки замысла командир определяет:

-направление сосредоточения основных усилий;

-формы и способы действий;

-распределение сил и средств (построение боевого, походного порядка);

-порядок обеспечения скрытности при выполнении поставленной задачи;

-мероприятия по обману противника как при подготовке так и в ходе выполнения задачи.

В задачах подразделениям (элементам боевого порядка) определяются:

-боевой и численный состав, средства усиления и порядок их передвижения;

-районы направления действий, рубежи;

-выделяемое количество снарядов, боеприпасов;

-сроки готовности к выполнения задачи и другие вопросы.

В основных вопросах взаимодействия определяется:

-порядок взаимодействия подразделений (элементов боевого порядка) между собой, с силами и средствами старшего начальника;

-выполнение основных задач;

-зоны ответственности командиров между элементами боевого порядка.

В основных вопросах всестороннего обеспечения определяются:

-основные мероприятия по боевому, морально-психологическому, техническому и тыловому обеспечениям как при подготовке, так и в ходе выполнения задач;

-районы сосредоточения основных усилий;

-основные задачи, последовательность и сроки их выполнения;

-привлекаемые силы и средства, порядок управления ими.

В основных вопросах управления определяются:

-место и время развертывания командного пункта (временного пункта управления);

-порядок передачи управления в случае выхода из строя командного пункта;

-меры по обеспечению скрытности, устойчивости, непрерывности и контролю выполнения задач.

-определение состава рекогносцировочной группы;

-визуальное изучение противника и местности;

-уточнение принятого решения на карте.

Постановка боевых задач осуществляется доведением боевых приказов, боевых (предварительных боевых) распоряжений, указаний по видам всестороннего обеспечения.

В боевом приказе указываются:

В первом пункте – краткие выводы из оценки обстановки;

Во втором пункте – боевой состав и задачи подразделениям (боевому порядку);

В третьем пункте – задачи выполняемые силами и средствами старшего начальника;

В четвертом пункте – задачи соседей взаимодействующих подразделений;

В пятом пункте – после слова «решил» доводится замысел поставленной задачи;

В шестом пункте – после слова «приказываю» ставятся боевые задачи группировке сил и средствам огневого поражения, силам и средствам усиления.

В седьмом пункте – место и время развертывания пунктов управления и порядок передачи управления;

В восьмом пункте – время готовности к выполнению задачи.

В предварительном боевом распоряжении указываются:

— сведения о противнике;

-боевой состав подразделений;

-ориентировочные задачи подразделениям;

-соседи (взаимодействующие подразделения);

-время готовности к действиям.

В боевом распоряжении указываются:

-краткие выводы из оценки обстановки;

-боевой состав и задачи подразделениям с уточнением средств усиления и порядок их переподчинения;

-задачи выполняемые в интересах подразделений, силами и средствами старшего начальника;

-задачи соседей (взаимодействующих подразделений);

-основные вопросы взаимодействия;

-основные вопросы всестороннего обеспечения;

-время готовности к выполнению задачи;

-время и место доклада решения;

-порядок и сроки представления донесения.

-в производстве расчетов и детальной разработки решения;

-детализации планирования осуществляется на две ступени ниже (в обороне на три).

При планировании разрабатывается:

-рабочая карта командира;

-схема взаимодействия (таблица взаимодействия).

На рабочей карте командира отображается:

-положение и состав противника;

-задачи воинской части;

-задачи соседей и взаимодействующих органов, подразделений;

-задачи выполняемые силами и средствами старшего начальника;

-задачи подразделениям (элементам боевого порядка);

-место и время развертывания пункта управления;

-основные вопросы взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления.

На схеме взаимодействия отображаются:

-служебно-боевые задачи привлекаемые для решения задач;

-порядок действий подчиненных и поддерживающих сил и средств при выполнении каждой задачи;

Организация огневого поражения при уяснении задачи и оценки обстановки:

-изучаются ориентиры и сигналы назначенные старшим начальником, а так же объекты (цели), поражаемые в интересах командира;

-оценивается влияние местности, погоды, время суток при выполнении огневых задач;

-определяются мероприятия, которые необходимо провести для подготовки вооружения к левому применению.

При разработке замысла и принятия решения:

-рассчитывается порядок огневого поражения с указанием задач, видов оружия и способов ведения огня (по напряженности направлению и способам стрельбы);

-определяются районы огневых позиций артиллерии и время их занятия.

При подготовке к выполнению задач (контроль и оказание помощи) организации в звене: солдат – отделение (экипаж, расчет – взвод — рота).

При проверке готовности проверяются следующие вопросы:

солдаты – правильное уяснение боевой задачи, готовность, обеспеченность, профессиональные навыки, знание порядка взаимодействия сигналов управления (оповещения);

командиры подразделений – правильное уяснение боевой задачи, порядок и последовательности ее выполнения, целесообразность принятых решений, замысла на выполнение полученной задачи и их реальность. Качество и полнота организации всестороннего обеспечения и управления.

подразделения – состояние, обеспеченность и готовность к выполнению задачи, устойчивость управления, слаженность действий.

Управление огнем в ходе выполнения задачи включает:

-разведку целей, оценку их важности;

-определение последовательности поражения и привлекаемых средств поражения;

-постановку огневых задач;

-наблюдение за результатами огня и его корректирование;

Комментировать
37 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector