No Image

Как ведется учет акб механиком на предприятии

СОДЕРЖАНИЕ
148 просмотров
10 марта 2020

1. Выписка из план-графика периодического обслуживания АКБ, находящихся в эксплуатации (приведенных в рабочее состояние);

2. Выписка из план-графика обслуживания (осмотра) АКБ, находящихся на хранении в сухом виде;

3. Выписка из графика периодичности обслуживания аккумуляторных батарей, находящихся на подзарядке малыми токами .

Сроки службы и нормы наработки аккумуляторных батарей устанавливаются независимо от продолжительности хранения, но в пределах их жизненного цикла. Жизненный цикл аккумуляторных батарей определяется с даты изготовления батареи и не должен превышать суммарного срока хранения и службы.

Нормы наработки (сроки службы) аккумуляторных батарей снижаются:

• на 50% — в очень холодном климатическом районе;

• на 20% — в холодном климатическом районе;

• на 15% — в очень жарком сухом и жарком сухом климатических районах;

• на 10% — при использовании на машинах аэродромного обслуживания и входящих в комплексы вооружения и обеспечивающих боевое дежурство.

Списанию подлежат аккумуляторные батареи по истечению их жизненного цикла или службы, наработки в его пределах, при условии, что фактическая отдаваемая ими емкость при контрольном разряде составит менее 50 % от номинальной. Аккумуляторные батареи, фактическая емкость которых превышает 50 % от номинальной, подлежат дальнейшему использованию.

  1. Перечислить и пояснить виды, периодичность и порядок проведения ТО тормозных систем автомобиля КамАЗ-4310.

ЕТО:Проверить герметичность соединений привода тормозов и действие тормозов при движении автомобиля.

ТО-1:

• состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы;

• шплинтовку пальцев штока тормозных камер пневматического привода тормозов;

• величину свободного хода педали тормоза;

• привод тормозного крана;

• исправность привода и действие стояночного тормоза

Спустить конденсат из воздушного баллона.

Проверить после обслуживания действие тормозов.

ТО-2:

работу компрессора, его крепление на двигателе и натяжение приводного ремня;

состояние и герметичность трубопроводов и приборов тормозной системы;

действие предохранительного клапана;

привод тормозного крана и крепление крана к раме

Закрепить воздушные баллоны;

Снять и проверить ступицы с тормозными барабанами.

Проверить состояние колодок, накладок и пружин.

  1. Изложить правила эксплуатации, сроки службы и учет работы автомобильных шин и наименование приказа, которым они определяются. 300

Правила использования АШ:

1. Соблюдать нормы внутреннего давления воздуха в шинах.

2. Не допускать перегрузки шин.

3.Постоянно поддерживать в исправном состоянии ХЧ, РУ и тормоза машины.

4.Следить за правильной установкой и регулировкой схождения передних колес, своевременной балансировкой колес.

5.Своевременно обслуживать, освежать и ремонтировать шины.

6. Применять рациональные режимы и приемы вождения машин, избегать длительного движения на повышенных скоростях, резкого торможения и трогания с места, движения на поворотах с высокой скоростью, соблюдать осторожность при переезде препятствий.

7. Изношенные до предельного состояния шины направлять на восстановление наложением нового протектора.

Предельным износом покрышки является такой износ, когда на площади, равной половине ширины и 1/6 длины окружности беговой дорожки или при неравномерном износе на суммарной такой же площади остаточная высота рисунка протектора посередине беговой дорожки (середине зоны износа) будет:

– для грузовых автомобилей – 1.0 мм,

– для автобусов – 2.0 мм,

– для легковых автомобилей – 1.6 мм.

Пробег одной шины:

Пш — пробег одной шины данной марки, км;

Кош — количество основных шин (без запасных), шт.;

Пм — пробег машины за расчетный период, км;

Кш — количество шин машины (с запасными), шт.

Нормы наработки шин до списания снижаются:

• на 5% — для шин автомобилей, используемых в городских условиях;

• на 10% — для шин авто-топливозаправщиков (автоцистерн и перекачивающих станций), грузовых автомобилей и прицепов, постоянно используемых для перевозки ГСМ;

• на 15% — для шин автомобилей, используемых в качестве тягачей для буксировки вооружения и военной техники; используемых в тяжелых дорожных условиях: в карьерах, на лесоразработках, стройках, строительстве и ремонте железнодорожных и шоссейных дорог, аэродромов и при устройстве мостов и переправ;

• на 20% — для шин учебных автомобилей; автомобилей — самосвалов и грузовых автомобилей, загружаемых из бункеров или экскаватором; автомобилей — войсковых экскаваторов и автомобильных кранов; специальных автомобилей, используемых на аэродромах (полигонах, космодромах) при подготовке к запуску летательных аппаратов, а также для шин автомобильной техники, эксплуатируемой в жарком сухом климате;

• на 25% — для шин автотягачей, используемых для буксировки прицепов (полуприцепов) грузоподъемностью 20 т и более или работающих с двумя прицепами;

• на 30% — для шин автомобилей, постоянно используемых для буксировки летательных аппаратов; выполнения работы аварийно-спасательных групп, запуска космических аппаратов; перевозки специальных агрессивных жидкостей; работы в условиях морских пирсов;

• на 5% (а с 01.07.1988 г. на 2,5%) за каждый год после пятилетнего срока со времени их изготовления (в пределах гарантийного срока службы не ниже установленной гарантийной наработки).

• Суммарное снижение нормы наработки шины до списания, учитывающее ВСЕ факторы — не должно превышать 40%.

• Нормы наработки шин снижаются ежегодно на 10 % после истечения гарантийного срока хранения и эксплуатации.

Хранение АШ:

1. На складах – только в вертикальном положении, в закрытых помещениях, с подкаченными камерами.

2. На технике, находящейся на хранении:

— на ДХ – разгружаются путем вывешивания

автомобиля на подставках;

— на КХ – неразгружаются.

3. В жестких и очень жестких категориях хранения для защиты от прямых солнечных лучей наружные поверхности окрашиваются лаком ПФ с алюминиевой пудрой.

  1. Изложить порядок и сроки разработки годового плана эксплуатации и ремонта автомобильной техники подразделения и части.

Исходными данные для разработки годового плана эксплуатации и ремонтамашин в воинской части:

— данные о наличии и техническом состоянии машин;

— данные по ресурсам до очередного ремонта по номерам машин;

— нормы расхода моторесурсов;

-расчет потребности в машинах и моторесурсах для обеспечения боевой подготовки, боевой и мобилизационной готовности воинских частей;

-расчет потребности в машинах и моторесурсах для обеспечения хозяйственной деятельности части согласно годовому хозяйственному плану;

-расчет потребности в машинах и моторесурсов для выполнения задач, не связанных с нуждами воинской части (по указаниям вышестоящих штабов);

-расчет потребности в техническом обслуживании машин, содержащихся на хранении;

-данные о возможностях подразделений технического обслуживания и ремонта машин.

Начальники родов войск и служб воинской части:

Разрабатывают расчет потребности в АТ и моторесурсах для обеспечения плана боевой подготовки воинской части на год (п.11 пр. МО РФ 2004 г. № 450)

Начальники служб тыла воинской части:

Разрабатывают расчет потребности в автомобильной технике и моторесурсах для обеспечения плана хозяйственной деятельности воинской части (п.12 пр.МО РФ 2004 г. № 450).

Начальник автомобильной службы воинской части:

Определяетсуммарную годовую норму расхода моторесурсов АТ воинской части по группам эксплуатации.

Производит расчет потребности в горючем (совместно с начальником службы ГСМ)

Проводитанализ соответствия потребности в моторесурсах установленным годовым нормам расхода моторесурсов и выделенному лимиту горючего воинской части.

Уточняетколичество машин и моторесурсов для обеспечения мероприятий, предусмотренных планами боевой подготовки и хозяйственной деятельности воинской части.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Читайте также:  Инструкция для сторожей по антитеррору

Организации, в которых имеется обширный транспортный парк, должны тщательно следить за тем, чтобы бухгалтерский учет автомобильных запчастей осуществлялся по всем правилам российского законодательства. Остановимся на учете таких дорогостоящих запчастей и рассмотрим бухучет аккумуляторов более детально.

Важность бухучета аккумуляторов

Аккумуляторы для транспортных средств представляют собой материально-производственные запасы, то есть имущество предприятия, причем достаточно дорогостоящее, поэтому так важен бухгалтерский учет данных предметов. При этом необходимо учитывать особенности эксплуатации транспортных аккумуляторов и порядок их списания и утилизации, которые характеризуются наличием определенных тонкостей и нюансов, подлежащих детальному изучению.

Целью бухгалтерского учета аккумуляторных батарей для транспортных средств принято считать грамотную организацию учета поступления и списания МПЗ данного типа, а также заполнение в соответствии с принятым законодательством необходимой документации по обороту аккумуляторов внутри предприятия. В связи с указанной целью необходимо выделить основные задачи учета аккумуляторных батарей, к которым относятся:

  • оформление документации по поступлению или списанию аккумуляторов;
  • отражение операций по соответствующим счетам синтетического и аналитического учета;
  • контроль над сроками эксплуатации автомобильных аккумуляторов;
  • правильная утилизация данных МПЗ в соответствии с нормами и стандартами проведения указанного мероприятия.
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Нормы эксплуатации аккумуляторов

В целях учета аккумуляторов для транспортных средств необходимо ознакомиться с нормами их эксплуатации, которые закреплены на законодательном уровне в “Нормах сроков службы стартерных аккумуляторных батарей” Минтранса РФ № РД-3112199-1089-02. В соответствии с ними предприятие имеет возможность определения норматива на использование таких батарей и момента их списания с бухгалтерского учета.

При этом использование таких нормативов должно быть закреплено в локальных нормативных документах организации, в том числе и в учетной политике. Именно согласно этому документу производится бухгалтерский учет МПЗ, а потому о правилах их использования и списания должно быть прописано в обязательном порядке.

Нормы эксплуатации аккумуляторных батарей зависят от наработки или пробега транспортного средства, а также типа транспортного средства.

В соответствии с указанными характеристиками рассчитывается срок эксплуатации аккумуляторов, по истечении которого они должны списаться с учета и утилизироваться по правилам и нормам охраны природной среды.

Средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей

Для того чтобы определить и подтвердить факт физического износа аккумулятора, необходимо организовать грамотный учет наработки, к примеру, в виде таблицы или графика, в соответствии с которыми будут рассчитываться нормы эксплуатации аккумуляторов. Кроме того, необходимо учитывать и работы, проведенные в связи с техническим обслуживанием аккумуляторных батарей, а также выявить результаты зарядки после проведения указанной процедуры.

В настоящий момент имеются средние показатели норм эксплуатации аккумуляторных батарей, которые зависят от интенсивности использования:

Интенсивность эксплуатации Срок использования
от 40 тыс. км. в год 3 года
до 40 тыс. км. в год 4 года
★ Книга-бестселлер "Бухучет с нуля" для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Учет поступления и списания аккумуляторов

При поступлении аккумуляторных батарей в организацию они приходуются также как и запчасти, на счет 10 “Товары и материалы”, субсчет 5 “Запасные части”. Читайте также статью: → “Счет 10: проводки, примеры учета. Поступление и списание материалов». Этот счет является активным, и по его дебету отражается поступление покупаемой продукции от поставщиков, а по кредиту – списание вследствие износа и негодности, которое относится к расходам по обычным видам деятельности.

Поступление должно сопровождаться определенной первичной документацией, к которой относятся накладные и счета-фактуры, расходные кассовые документы (при покупке на подотчетные деньги), сертификаты соответствия качества, а также иная техническая документация изготовителя.

Поступившие в организацию аккумуляторы приходуются по фактической стоимости, которая, как правило, включает:

  • цену, указанную в договоре купли-продажи имущества подобного рода;
  • расходы, понесенные в связи с получением консультационных услуг;
  • затраты, связанные с доставкой аккумуляторов до организации.

Как правило, все эти моменты входят в единую стоимость, указанную в договоре, а потому учитываются на счете 10.5 одной суммой. При этом НДС, который содержится в стоимости, отражается не на счете 10, а на счете 19, как и по другим приобретаемым материально-производственным запасам. Читайте также статью: → “Счет 19: НДС по приобретенным ценностям. Пример, проводки».

При физическом или моральном износе аккумуляторов их списывают с обязательным составлением акта на списание, в котором указывается причина осуществления данного мероприятия. При этом списание может быть отдельно взятого аккумулятора, но может быть также произведено списание всего транспортного средства, и такая операция уже относится к движению основных средств в организации.

В том случае, когда списывается аккумулятор как самостоятельная единица, его стоимость отражается по Кредит счета 10/5.

Особенности учета материально-производственных затрат данного вида

Необходимо понимать, что поступление аккумуляторов для автомобилей может быть осуществлено по двум схемам:

  1. аккумуляторы поступают в организацию в составе транспортного средства, то есть изначально являются не обособленным приобретением. В данном случае они не должны учитываться отдельно от транспортного средства, а только в совокупности с ним, при этом входя в стоимость автомобиля;
  2. аккумуляторы покупают индивидуально, то есть обособленно, с целью замены вышедших из строя или пришедших в негодность аккумуляторных батарей. В данном случае они должно относиться к материально-производственным запасам, а потому учитываться на специально предназначенном для этого счете.

Учет ведется в специальной карточке учета эксплуатации аккумуляторных батарей, в которой указывается тип аккумулятора и его номер, наименование изготовителя и дата производства, а также нормативная наработка до момента списания с учета.

Кроме того, в этом документе отражается информация о том, на какой именно автомобиль и на какую конкретную дату установлен аккумулятор, а также кто из водителей является ответственным за данную зап.часть к транспортному средству. Именно на основе этой информации можно грамотно отслеживать, сколько именно должна отработать батарея по времени и когда нужно будет ее утилизировать в связи с окончанием срока нормативной эксплуатации.

Порядок утилизации аккумуляторов

При выбытии из деятельности организации аккумуляторов вследствие их морального или физического износа они не могут быть просто отправлены в мусорохранилище, поскольку являются предметами, способными загрязнять окружающую среду. В связи с этим их утилизация должна производиться по определенным правилам, которые закреплены на законодательном уровне.

При этом утилизацией должны заниматься только те организации, которым выдана соответствующая лицензия на осуществление мероприятия данного рода. Их сотрудники извлекают все элементы аккумуляторов, которые могут быть переработаны и использованы при последующем производстве батарей.

Если организация не сдает на утилизацию отработавшие аккумуляторы, а просто выбрасывает их на мусорную свалку, она наносит вред окружающей природной среде. В соответствии с такими действиями Росприроднадзор имеет право наказать предприятие, наложив на него административный штраф:

  • на должностных лиц компании – от 10 до 30 тыс. руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток;
  • на юридических лиц – от 100 до 250 тыс. руб. или же приостановление хозяйственной деятельности на период до 90 суток.
Читайте также:  Фонд оплаты труда формула расчета по балансу

Утилизация отработанных аккумуляторных батарей предполагает их реализацию на сторону, то есть продажу специализированной организации. При этом необходимо составлять вести специальный журнал, в котором будут отражаться основные характеристики проводимых операций, в том числе наличие на начало периода, поступление и передача сторонней организации в отчетном периоде, а также наличие на конец периода.

Типовые проводки по учету аккумуляторов

Типовые проводки по учету аккумуляторных батарей могут быть представлены в следующем виде:

Дт 10.5 Кт 60 – отражена стоимость поступивших аккумуляторных батарей

Дт 19 Кт 60 – отражена сумма НДС по приобретаемым аккумуляторам

Дт 60 Кт 51 (71) – отражена оплата покупаемых батарей через расчетный счет или с использованием подотчетных средств

Дт 20 Кт 10.5 – списана стоимость аккумуляторных батарей в расходы по основной деятельности или вспомогательному производству

Дт 62 Кт 10.5 – отражена стоимость реализуемых на сторону батарей

Дт 91.1 Кт 62 – отражена сумма выручки при реализации аккумуляторов как МПЗ

5 ответов на часто задаваемые вопросы про особенности бухгалтерского учета аккумуляторов для автомобилей

Вопрос №1. Если аккумулятор для транспортного средства куплен по очень большой стоимости, то есть, к примеру, превышает 100 000 руб., его необходимо учитывать как основное средство или как материал?

В данном случае стоимость аккумулятора никакой роли не играет в постановке на учет – он всегда будет считаться ТМЦ, поскольку, кроме стоимости, не соответствует другим параметрам и характеристикам, присущим основным средствам. К примеру, аккумулятор не является обособленным средством, с помощью которого можно было бы выполнять какие-либо операции, то есть он является только комплектующим к транспортному средству.

Вопрос №2. Если организация приняла решение продать аккумуляторы, на каком счете и по каким документам должен быть осуществлен бухгалтерский учет полученных денежных средств?

При продаже аккумуляторов, которые не являются продукцией или товаром для предприятия, полученный доход относится на счет прочих доходов и расходов – счет 91.1. Читайте также статью: → “Счет 91. Учет прочих доходов и расходов. Проводки». При этом необходимо сформировать следующие проводки:

Дт 91.1 Кт 10 – отражена стоимость продаваемого аккумулятора

Дт 62 Кт 91.1 – отражена непосредственная реализация аккумулятора

Дт 51 (50) Кт 62 – отражено поступление денежных средств от продажи аккумулятора

Данные проводки сопровождаются оформлением товарной накладной по форме ТОРГ-12, как и при продаже собственной продукции или товаров.

Вопрос №3. Когда следует списывать в расходы стоимость аккумуляторов – при их покупке или в момент начала эксплуатации?

Аккумуляторы списываются в расходы только тогда, когда они устанавливаются на транспортные средства. то есть когда начинается непосредственная эксплуатация указанных запчастей. До этого момента аккумуляторные батареи находятся на складе и не используются, а потому учитываются в качестве запасов и не могут быть списаны в расходы.

Вопрос №4. Есть ли какие-либо особенности документального оформления при сдаче аккумуляторов на утилизацию?

Да, при сдаче аккумуляторных батарей на утилизацию необходимо внести соответствующие записи в журнал учета образования и движения отходов. Этот журнал призван помочь сотрудникам предприятия рассчитать плату за негативное воздействие на окружающую среду, а также составлять ежегодную экологическую отчетность и представлять сведения в органы госстатистики.

Вопрос №5. Если организация занимается скупкой использованных аккумуляторов и их последующей продажей в перерабатывающее предприятие, необходимо ли иметь какие-либо лицензии?

Да, при осуществлении подобной деятельности необходимо иметь лицензию. Связан этот момент с тем, что в аккумуляторных батареях имеются драгоценные металлы, а потому они признаются ломом цветных металлов. В соответствии с законодательством организации, которые хранят, заготавливают, транспортируют, перерабатывают или продают лом цветных металлов, обязаны получить соответствующую лицензию.

Правила эксплуатации АБ

Правила эксплуатации и сроки службы АБ регламентированы Нормами № 489. Срок службы АБ прежде всего зависит от пробега автомобиля в период эксплуатации такой АБ.

Эти Нормы должны применять все предприятия, которые эксплуатируют КТС общего назначения и специальные машины, выполненные на колесных шасси, в частности с использованием АБ в составе силовых установок специального оборудования.

Нормы № 489 не распространяются на:

• аккумуляторы КТС специального назначения, которые эксплуатируют подразделения МВД, Минобороны, Госслужбы по чрезвычайным ситуациям, Госпогранслужбы, СБУ, Управления госохраны, Государственной спецслужбы транспорта, Госслужбы спецсвязи и защиты информации;

• АБ гоночных и спортивных КТС;

• КТС, изготовленные более 30 лет назад и имеющие коллекционную ценность;

• АБ, используемые с нарушением требований правил их эксплуатации, положений эксплуатационной документации производителей транспортных средств и АБ, а также обязательных стандартов, технических регламентов, кодексов сложившейся практики (сводов правил) и других нормативных документов.

Как правило, предприятие изначально предполагает, что после установки на автомобиль АБ должна выработать свой ресурс.

Ресурс АБ — это суммарная наработка АБ с даты начала эксплуатации или с даты ее возобновления после ремонта до момента достижения предельного состояния. Ресурс АБ включает в себя время использования КТС по назначению с этими АБ, выполнения работ по техобслуживанию и ремонту КТС, а также время хранения АБ во время перерыва в использовании КТС ( разд. 2 Норм № 489).

Базовые значения среднего ресурса АБ приведены с ориентиром на календарные месяцы в приложениях к Нормам № 489. Они могут быть откорректированы по правилам, описанным в разд. 6 Норм № 489, в ситуациях, когда условия эксплуатации КТС отличаются от нормальных.

Важно! В случае если производитель устанавливает в эксплуатационной документации или в договоре купли-продажи гарантийный ресурс АБ или нормы среднего ресурса выше, чем определены Нормами № 489, то следует руководствоваться нормами производителя АБ ( п. 3.9 Норм № 489).

Иногда для предприятий разрабатывают и устанавливают временные эксплуатационные нормы среднего ресурса. Это происходит, в частности, если ( п. 3.6 Норм № 489):

• КТС используют в особых условиях эксплуатации, отличных от нормальных;

• средний месячный пробег КТС превышает указанный в эксплуатационных нормах среднего ресурса АБ;

• АБ питают потребителей, не предусмотренных производителем КТС.

Временные нормы среднего ресурса АБ разрабатывает госпредприятие «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» (ГосавтотрансНИИпроект)* на договорных началах с заказчиком ( п. 5.3 Норм № 489).

* ГП «ГосавтотрансНИИпроект» находится по адресу: пр. Победы, 57, Киев-113, Украина, 03113. Телефоны: (38044) 456-30-30, 201-08-10. Факс: (38044) 455-67-91. E-mail: info@insat.org.ua.

Временные нормы среднего ресурса аккумуляторов первоначально устанавливаются на срок до 48 месяцев. Затем этот срок может быть бесплатно продлен в случае подтверждения его соответствия фактическим ресурсам АБ, если нет необходимости в дополнительных исследованиях среднего ресурса АБ.

Временные нормы среднего ресурса АБ вводят в действие приказом руководителя предприятия на определенный разработчиком срок и применяют только для этого предприятия ( п. 5.7 Норм № 489).

Обратите внимание! Достижение наработки среднего ресурса АБ, установленного Нормами № 489, — обязательное, но недостаточное условие для списания АБ. Согласно пп. 3.12 и 3.13 этих Норм АБ можно списать с баланса, если:

Читайте также:  Как отпроситься у учителя домой

• батарея достигла предельного состояния, когда дальнейшая ее эксплуатация недопустима или нецелесообразна по причине уменьшения емкости ниже 40 % от номинальной или восстановление ее исправности невозможно или нецелесообразно;

• выявлены производственные или эксплуатационные дефекты аккумулятора, который не подлежит ремонту или ремонт которого экономически нецелесообразен. В этом случае АБ списывают на основании акта независимо от соответствия фактического ресурса установленным нормам.

Поступление АБ на предприятие, как правило, сопровождается расходной накладной от поставщика. Зачастую на практике предприятие-покупатель оформляет еще приходную накладную или приходный ордер. Реквизиты приходного ордера типовой формы № М-4, утвержденной приказом Минстата от 21.06.93 г. № 193, позволяют учесть все характеристики приобретенного товара.

Учет АБ ведут по типам и маркам автомобилей, местам их хранения и техническому состоянию: новые, отремонтированные, требующие ремонта.

Аккумулятору, который поступил на склад, присваивают инвентарный номер, под которым на него заводится карточка учета наработки и отслеживания оборота АБ, форма которой приведена в приложении 12 к Правилам № 795.

Выдачу АБ для установки на автомобиль проводят только в обмен на снятую батарею или при наличии акта, подтверждающего непригодность к дальнейшей эксплуатации снятой батареи.

Приказом руководителя на предприятии создается комиссия, которая уполномочена определять фактическое техническое состояние АБ и принимать решения о дальнейшей эксплуатации АБ: ремонт, оформление претензий к продавцу (производителю, исполнителю работ по гарантийному обслуживанию и/или ремонту АБ или КТС), списание, передача на утилизацию и т. д. Именно на основании заключения этой комиссии АБ, которая исчерпала установленный ресурс, списывают с баланса.

Решение комиссии с указанием причин снятия АБ с эксплуатации записывают в карточку учета, которая и выполняет роль акта ее списания ( п. 8.4 Правил № 795).

В аналогичном порядке списывают АБ, которые достигли предельного состояния и не пригодны для выполнения функций по назначению, но не исчерпали установленный ресурс. При этом определение предельного состояния АБ обеспечивают проверкой емкости полностью заряженной АБ. Последовательность действий по определению предельного состояния аккумулятора приведена в приложении 13 к Правилам № 795.

Важно! Отработанные АБ наряду с другими подобными отходами от функционирования автотранспорта, которые образуются на любом предприятии (масло, маслофильтры и т. п.), относятся к категории опасных отходов. Собирают и перевозят такие отходы к местам их утилизации (удаления) специализированные предприятия, имеющие соответствующие лицензии, разрешения органов Минэкоресурсов и спецтранспорт.

На предприятие АБ могут попасть двумя путями: или в составе транспортного средства, или приобретенными отдельно, в частности для замены аккумуляторов, исчерпавших свой ресурс или ставших непригодными.

В первом случае поступление авто вместе с аккумулятором сопровождается актом приема-передачи, в котором стоимость и характеристики АБ отдельно не выделены. Стоимость такой АБ учитывается в составе первоначальной стоимости автомобиля на субсчете 105 «Транспортные средства» и амортизируется в обычном порядке в процессе эксплуатации автомобиля.

Во втором случае, когда АБ приобретаются отдельно, в бухучете их стоимость включают в состав запасов в соответствии с П(С)БУ 9 «Запасы» и учитывают на субсчете 207 «Запасные части».

Замена АБ не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам улучшения транспортных средств. Это установлено п. 3.19 Положения № 102.

Кроме того, операции по замене аккумуляторов не включены в перечень операций, относящихся к техническому обслуживанию, — их нет в приложениях А, Б и В к Положению № 102.

Не являются АБ и базовыми агрегатами. Поэтому их замена не может считаться ремонтом (улучшением) транспортных средств. А значит, это затраты на поддержание автомобиля в работоспособном состоянии.

На практике сложилось два варианта учета АБ, переданных в эксплуатацию.

Вариант 1. При установке АБ на автомобиль ее стоимость сразу списывают на расходы записью: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 207. В дальнейшем ведут только аналитический учет АБ по местам эксплуатации и материально ответственным лицам.

Вариант 2. Стоимость АБ попадает в расходы только в момент ее фактического списания в связи с невозможностью дальнейшей эксплуатации.

При таком варианте для учета аккумуляторов открывают субсчета к субсчету 207 «Запасные части». Например, к субсчету 2072 «Аккумуляторные батареи» могут быть открыты субсчета:

• 20721 «Аккумуляторные батареи на складе»;

• 20722 «Аккумуляторные батареи в эксплуатации»;

• 20723 «Аккумуляторные батареи в ремонте».

В этом случае установку АБ на автомобиль показывают записью: Дт 20722 — Кт 20721. И лишь в момент ее фактического списания с баланса делают проводку: Дт 23, 91, 92, 93, 94 — Кт 20722.

Принимая во внимание тот факт, что сейчас бухучет играет решающую роль для учета по налогу на прибыль, данный вариант нам представляется более безопасным.

Какой вариант учета выбрать, каждый плательщик решает сам. При этом желательно оговорить его в приказе об учетной политике.

Налог на прибыль

Высокодоходники и малодоходники, добровольно корректирующие бухгалтерский финрезультат на разницы из разд. III НКУ, должны обращать внимание на использование в хоздеятельности автомобиля, в составе которого эксплуатируется АБ. Стоимость АБ, оприходованной на субсчет 105 в составе автомобиля непроизводственного назначения, не подлежит амортизации в налоговом учете. Поэтому на сумму амортизации непроизводственного авто нужно будет увеличить финрезультат до налогообложения.

Что касается затрат, связанных с использованием (заменой) АБ, приобретенных отдельно от автомобиля, то в бухучете они являются расходами отчетного периода. Все плательщики налога на прибыль (высоко- и малодоходные) учитывают такие расходы так же, как и в бухучете. Причем независимо от того, используется автомобиль в хоздеятельности предприятия или нет.

Каких-либо корректировок финрезультата в случае списания АБ, не выработавших свой ресурс, НКУ не предусматривает.

С этим налогом тоже все стандартно. При покупке АБ предприятие отражает налоговый кредит (при наличии зарегистрированной налоговой накладной).

В случае списания аккумулятора по причине повреждения, исключающего ремонт (восстановление), ранее срока, установленного Нормами № 489, может возникнуть вопрос о начислении «компенсирующих» НДС-обязательств по п.п. «г» п. 198.5 НКУ.

На наш взгляд, оснований для начисления налоговых обязательств нет, если автомобиль, в составе которого эксплуатировалась АБ, использовался в налогооблагаемых операциях в рамках хозяйственной деятельности предприятия.

А вот при нехозяйственном (необъектном, льготном) использовании автомобиля, в составе которого эксплуатируется АБ, начислить «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС придется ( п. 198.5 НКУ).

В завершение рассмотрим на условном числовом примере, как отразить в учете оприходование новой и замену непригодной АБ, а также ее утилизацию специализированной организацией.

Пример. Предприятие для замены на грузовом автомобиле аккумулятора с истекшим сроком эксплуатации приобрело новую АБ по цене 1869,00 грн. (в том числе НДС — 311,50 грн.). Снятая с автомобиля батарея, не пригодная для дальнейшего использования, передана на склад и затем утилизирована специализированным предприятием. Стоимость непригодного аккумулятора — 950,00 грн. Стоимость услуг по его утилизации — 120,00 грн. (в том числе НДС — 20,00 грн.).

В учете данные операции отражают следующим образом.

Содержание хозяйственной операции

Комментировать
148 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector