No Image

Членство в сро обязательно или нет

СОДЕРЖАНИЕ
0 просмотров
10 марта 2020

Вместе с тем многим субъектам предпринимательской деятельности, осуществляющим, в частности, различного рода монтажные, отделочные и прочие работы, которые в принципе можно отнести к строительным, до сих пор неясно: всегда ли нужно им вступать в саморегулируемые организации и получать свидетельство о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов строительства?

Справочно. По данным Национального объединения строителей в России зарегистрировано около 400 СРО, в том числе 229 в области строительства. Если в 2008 году было выдано 260 тыс. лицензий, то сегодня получили допуск на производство СМР, лишь 85 тыс. строительных организаций[1].

Для того чтобы четко ответить на этот вопрос, прежде всего надо выделить основные критерии, которым нужно соответствовать для получения свидетельства о допуске.

Как следует из анализа статей 47, 48, 52 и 55.8 Градостроительного кодекса РФ, свидетельство о допуске выдается в случае проведения работ (инженерных изысканий, проектных, строительных работ), которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее — Перечень), утвержден приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 и вступил в силу с 1 июля 2010 года.

Напомним. Первый аналогичный перечень был утвержден на год раньше — приказом Минрегиона России от 09.12.2008 № 274, но с момента вступления в силу нового он был признан недействительным.

Следовательно, первым критерием необходимости получения свидетельства о допуске является проведение работ в отношении объекта капитального строительства. При этом необходимо понимать, что к таковым можно отнести не все объекты, которые стоят на земле.

Под объектами капитального строительства понимаются здания, строения, сооружения, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек[2].

В судебной практике по данному вопросу сложилось вполне определенная точка зрения: согласно статье 130 ГК РФ основным критерием отнесения вещи к недвижимости является ее прочная связь с землей, при которой перемещение вещи без несоразмерного ущерба ее назначению невозможно.

При создании недвижимого имущества к правоустанавливающим документам в соответствии с нормами земельного и градостроительного законодательства относятся акты об отводе земельного участка под капитальную застройку, разрешение на строительство, акт приемки законченного строительством объекта, удостоверяющий возможность безопасной эксплуатации капитального строения.

Таким образом, для того, чтобы объект строительства можно было считать объектом капитального строительства, необходимо соблюсти требования статьи 130 ГК РФ, а также иметь в наличии хотя бы акты об отводе земельного участка под капитальную застройку и разрешение на строительство[3].

Выходит, что если лицо строит, например, торговый павильон, но для его возведения не нужна разрешительная документация и в будущем его можно разобрать без несоразмерного ущерба для него, то этому лицу нет необходимости получать свидетельство о допуске к работам.

Второй критерий, собственно, указан в Перечне — это наличие разрешения на строительство. Данный критерий вытекает из предыдущего.

Перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов, для которых не требуется выдача разрешения на строительство в соответствии с частью 17 статьи 51 ГрК РФ, а также в отношении, например, объектов индивидуального жилищного строительства; жилых домов с количеством этажей не более чем 3, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает 10 и каждый из которых предназначен для проживания 1 семьи (жилые дома блокированной застройки)[4].

И третий критерий — выполнение работ, которые прямо предусмотрены действующим Перечнем.

Кроме того, Минэкономразвития России дало разъяснения о необходимости вступления в СРО и получения свидетельства о допуске в отношении конкретных ситуаций.

Так, не требуется получать свидетельство о допуске, если юридическое лицо или ИП осуществляют деятельность по текущему ремонту зданий и сооружений[5]. Это же касается и проектирования частных домов и детских площадок, а также проведения электромонтажных работ на готовом объекте или отсутствия проводимых на строящемся объекте работ в Перечне[6]. В то же время, если лицо намерено производить работы по устройству охранной сигнализации и систем видеонаблюдения и эти работы включены Перечень и осуществляются при строительстве объекта или капитальном ремонте, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, лицо обязано иметь свидетельство о допуске к таким работам, выданное саморегулируемой организацией[7].

Рассматривая вопрос о необходимости получения застройщиком или заказчиком свидетельства о допуске к работам, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо отметить следующее.

Лицами, выполняющими работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству объектов капитального строительства, являются застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или уполномоченным им лицом (заказчиком) физическое или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к таким видам работ[8].

Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, вправе выполнять определенные виды работ по подготовке проектной документации самостоятельно при условии соответствия требованиям, предусмотренным частью 4 статьи 48 ГрК РФ, и (или) с привлечением других соответствующих указанным требованиям лиц[9].

Из системного анализа норм следует, что, если застройщик или заказчик непосредственно выполняют работы, оказывающие влияние на безопасность объекта капитального строительства, они обязаны получить свидетельство о допуске.

При рассмотрении указанного вопроса необходимо остановиться на разъяснении Минрегиона России, касающемся получения свидетельства о допуске к работам при осуществлении строительного контроля, а также при проведении работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Так, застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство 10 . Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а сторонней организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации. Лицо, имеющее статус генерального подрядчика и осуществляющее вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, обязано иметь свидетельство о допуске на данный вид работ. В случае, когда у лица, имеющего статус генподрядчика, есть свидетельства о допуске в отношении всех видов работ, которые выполняются привлеченными им субподрядными организациями, ему также необходимо иметь свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. В случае, когда лицо, имеющее статус генподрядчика и свидетельство о допуске на вид работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, планирует некоторые виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, выполнить самостоятельно, ему необходимо иметь свидетельство о допуске на данные виды работ.

В соответствии с вышеизложенным застройщик может передавать на договорной основе сторонним организациям функции по ведению работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, при условии наличия у данных организаций необходимого свидетельства о допуске. Также он вправе осуществлять работы по проектированию и строительству самостоятельно, но опять же при наличии у него свидетельства о допуске.

В завершение статьи отметим, что Перечень по-прежнему требует доработки. В частности, представляется возможным конкретизировать и закрепить в нормативном акте перечень видов работ, которые по своему содержанию могут выполняться только на особо опасных и технически сложных объектах. В настоящее время такой перечень изложен в письме Минрегиона России от 27.09.2010 № 33838-КК/08, которое носит разъяснительный характер.

Необходимо также устранить ситуацию, когда одни и те же виды работ в одном случае влияют на безопасность объектов строительства, а в другом — не влияют. Ведь безопасность зданий, строений и сооружений определяется по совершенно другим критериям, нежели влияние тех или иных работ на безопасность объектов строительства.

Читайте также:  Продажа компании ооо процедура

[1] бюллетень Национального объединения строителей, 2010, № 6, стр. 45

Сейчас все больше простых людей встречают такую аббревиатуру, как «СРО». Многие предприниматели уже знают, что это такое и даже являются членами таких организаций. В этой статье мы постараемся максимально доступно рассказать, что представляет собой понятие СРО, кто и зачем туда вступает, какие функции оно выполняет.

Содержание

Что такое СРО

В 2010 году вступил в силу закон №315-Ф3 «О саморегулирующих организациях». В нем идет речь о том, что частные предприниматели и юридические лица, которые занимаются определенным видом деятельности (весь их перечень указан в законодательном акте), должны объединяться в определенные организации. Они и называются СРО. Помимо этого, в законе прописаны требования к саморегулируемым организациям, порядок их образования, а также их основные цели и задачи.

СРО (саморегулируемая организация) – это некоммерческое объединение, состоящее из определенного количества индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, которые занимаются одним видом деятельности или имеют схожие профессиональные признаки.

После образования подобных организаций, государство переложило на них часть своих функций. А именно надзор и контроль над выполнением определенных работ. Таким образом, государственные органы не контролируют качество выполняемых работ, а оценивают уже готовый результат.

Приведем пример: Подрядчик решил построить торговый центр. Раньше ему государственные органы должны были выдать лицензию на выполнение определенных работ. Сейчас этот подрядчик должен состоять в СРО и получить от руководства этой организации допуск. Только после этого он имеет право на возведение здания. При этом каждый этап контролируется участниками саморегулируемой организации.

Что такое Допуск в СРО

Допуск – это документ, который является разрешением для предпринимателя или юр. лица заниматься определенным видом деятельности.

Раньше он назывался лицензией и выдавался государственными органами. В настоящее время допуск выдают СРО своим участникам. Он действителен на территории всей Российской Федерации. Если участник перестает быть членом некоммерческой организации, тогда его допуск аннулируется.

Благодаря этому документу предприниматель может не только выполнять определенные работы, он имеет право участвовать в государственных тендерах.

Помимо допуска, после вступления в СРО, участнику выдается свидетельство о допуске. Это происходит только после того, как предприниматель оплатит все взносы и оформит необходимый договор по страхованию.

Функции СРО

Для того чтобы лучше понять для чего нужны некоммерческие организации, что они дают предпринимателям и как они работают изнутри, необходимо узнать обо всех функциях любого СРО.

  1. Разрабатываются и устанавливаются правила членства организации. СРО функционирует за принципом «Один за всех и все за одного». Все этапы деятельности любого предпринимателя контролируют участники СРО. Тут не допускают халтуры и нерадивый предприниматель может быть исключен из организации;
  2. Применяются дисциплинарные меры в случае нарушения правил СРО. Любая жалоба, поступающая на исполнителя работ, рассматривается участниками организации. В случае выполнения некачественных работ, могут быть применены дисциплинарные меры наказания;
  3. Разрешение споров, путем образования третейских судов;
  4. Производится анализ предоставляемой участниками СРО всей необходимой отчетности. Саморегулируемую организацию можно сравнить с маленьким государством в большом. Это организация, которая проверяет правильность ведения документации участников, качество выполняемых работ и т.д.;
  5. В случае возникновения определенных вопросов со стороны органов власти, предоставляют интересы членов СРО, доказывают правоту и правомерность их действий;
  6. Организовывают обучение для участников своей организации. Здесь можно бесплатно набраться бесценного опыта;
  7. Проводят аттестацию работников СРО. Перед тем как принять в свою организацию нового участника, его кандидатуру очень тщательно рассматривают. Если члены СРО сомневаются в деловых способностях кандидата, ему могут отказать;
  8. Осуществляется контроль над деятельностью всех участников организации. Каждое СРО издает свои нормы и стандарты. На них должны ориентироваться все члены организации. В случае их невыполнения нарушителю придется отвечать перед руководством.

Какими правами обладает СРО

Государство, переложив часть своих функциональных обязанностей на саморегулируемые организации, хотело таким образом повысить качество выполняемых работ. Но для того чтобы это было возможным СРО должно иметь определенные права.

Приводим перечень основных:

  • Некоммерческие организации имеют право оспаривать акты или решения всех государственных органов;
  • Принимают участие в создании федеративных законов, которые непосредственно имеют отношение к виду деятельности организации;
  • Предлагают государственным органам разработки своей организации;
  • Другие права, которые СРО разработало, и закрепило в своей документации.

Обязанности СРО

Помимо прав, саморегулирующие организации имеют ряд обязанностей, которые прописаны в законодательстве РФ:

  • Каждое СРО обязано производить аттестацию и обучение членов своей организации;
  • В случае надобности необходимо сертифицировать продукцию, которую выпускают члены СРО;
  • Регулярно производить контроль выполнения всех работ членами ее организации;
  • Разрабатывать нормативные документы, регламентирующие деятельность организации;
  • Рассматривать все жалобы, поступающие на участников организации, которые влекут за собой нарушение нормативных и правовых документов Российской Федерации, а также норм и правил самой организации.

Документы, регламентирующие работу СРО

Саморегулируемая организация, как и любая другая организация, должна разработать определенные документы, благодаря которым будет осуществляться ее деятельность. В зависимости от рода деятельности их количество и название могут отличаться.

Поэтому приводим обобщенное название основной документации, регламентирующей работу всех СРО:

  • Документ, где прописаны все требования к членам саморегулируемой организации, которые необходимо соблюдать, чтобы получить допуск до работ;
  • Положение о проведении контроля над участниками СРО. В этом документе прописывается, кто и как будет контролировать предпринимателей;
  • Документ, в котором рассматриваются вопросы ответственности всех сторон за нарушения правил данной организации.

Структура СРО

Каждая саморегулируемая организация имеет свою структуру. Иерархия довольно проста. Возглавляет любое СРО президент. Помимо главы, есть еще правление. Но главным управленческим органом считается собрание.

Собрание – это все члены СРО. Именно оно выбирает членов правления и президента из участников этой организации.

Президент имеет широкий круг полномочий но, тем не менее, все решения принимаются с участием всего собрания.

Правление избирается каждые 2 года. Его участники занимаются текущими делами организации.

Кто должен вступать в СРО

В законе о саморегулируемых организациях представлен перечень всех видов деятельности, для которых, в обязательном порядке нужно быть членом одной из саморегулирующих организаций. Перечислять все категории работ мы не будем, т.к. этот список весьма внушительный, постараемся их разбить на несколько направлений.

  • Строительство;
  • Транспорт;
  • Проектирование;
  • Энергоаудит;
  • Объединения изыскателей.

То есть, если вы предоставляете услуги по проектированию зданий или сооружений, проводите изыскательные работы и т.д., тогда вам в обязательном порядке необходимо вступить в одну из СРО, иначе ваша деятельность будет незаконной.

Как вступить в СРО

Для того чтобы стать участником саморегулируемой организации необходимо:

  1. Подать заявку определенной формы на вступление в СРО;
  2. Внести вступительный взнос;
  3. Внести взнос компенсационного фонда;
  4. Уплатить страховку гражданской ответственности;
  5. Предоставить все необходимые документы, подтверждающие вашу квалификацию.

На самом деле, для того чтобы стать членом СРО, нужно предоставить большой пакет документов. Лучше это поручить юристам. Так, вы может, и не сэкономите денег, но точно сохраните свои нервы и время.

За что могут исключить из СРО

Поводов исключить предпринимателя из членов СРО немного, но они довольно весомые:

  1. Если предприниматель наносит ущерб третьим лицам;
  2. Если участник организации не платит ежемесячные взносы;
  3. Если производятся работы без надлежащего допуска.

Преимущества для участников СРО

Саморегулируемые организации выставляют большие требования для своих участников.

Читайте также:  Освободить от должности генерального директора

Но вместе с тем члены СРО имею ряд преимуществ:

  1. Увеличивается процент доверия партнеров и заказчиков;
  2. Члены СРО имеют возможность обучаться с помощью специальных бесплатных программ, которые повышают их квалификацию;
  3. В случае возникновения спорных вопросов и судебных разбирательств, участник СРО может рассчитывать, что организация будет отстаивать его интересы с помощью высококвалифицированных специалистов;
  4. Если предприниматель или юридическое лицо понесли убытки от третьих лиц, тогда с помощью компенсационного фонда покрываются все расходы;
  5. Благодаря большому количеству участников, которых объединяет один вид деятельности, существует возможность обмена опытом;
  6. Член СРО может рассчитывать на поддержку информационно-правового характера (всевозможные консультации).

Что такое СРО в строительстве

Строительство – эта та сфера деятельности, для работы в которой в обязательном порядке необходимо быть участником СРО.

Такие саморегулируемые организации создаются по личной инициативе предпринимателей. Регистрируется через налоговую службу. Минимальное число участников такой некоммерческой организации должно быть 50 юр. лиц или частных предпринимателей.

Виды саморегулируемых организаций в строительной сфере

В зависимости от категории выполняемых работ СРО в строительной сфере подразделяется на несколько видов:

  1. Организации, которые объединяют инженеров;
  2. Организации, которые объединяют проектировщиков;
  3. Организации, которые объединяют всех людей, выполняющих строительные работы.

Заключение

Обязав частных предпринимателей объединяться в СРО, государство планировало существенно повысить качество предоставляемых услуг. На сегодняшний день можно утверждать, что такие организации справляются с поставленной задачей.

Саморегулирующие организации успешно развиваются, т.к. в этом заинтересованы все участники. Несмотря на большие взносы и высокие требования к членам СРО, каждый предприниматель получает массу преимуществ.

Стать членом некоммерческой организации достаточно сложно, а быть исключенным очень легко. Именно поэтому предпринимателям важно не потерять свое положение, авторитет и статус.

Мы предполагаем, что подобный эксперимент, которое провело государство, имеет положительный результат. А вы с нами согласны?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

С 01.07.2017 вступают в силу изменения в ГрК РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ. С названной даты не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией (далее — СРО). Кроме того, с 1 июля лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, если оно является членом соответствующей СРО и иное не установлено ГрК РФ. С 01.07.2017 заказчики не вправе устанавливать требование о наличии свидетельства о допуске у участников закупки.
Каким образом с 01.07.2017 заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта по закупке работ, по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства? Какие необходимо требовать документы, если цена контракта превышает 3 млн. руб.?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий, или подготовке проектной документации, или по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 3 млн. рублей обязан установить требование о необходимости по общему правилу членства участника закупки в объединяющей лиц, выполняющих соответствующие работы, саморегулируемой организации, в которой сформирован компенсационный фонд, обеспечивающий обязательства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в предельном размере, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный фонд, превышающем размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.
В качестве подтверждения соответствия данному требованию заказчик вправе требовать предоставления в составе заявки:
— выписки из реестра членов вышеуказанной саморегулируемой организации, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки на участие в закупке и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода;
— декларации участника закупки о том, что общая сумма его обязательств по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, меньше предельного размера соответствующих обязательств, обеспеченных вышеуказанным компенсационным фондом, на сумму не менее начальной (максимальной) цены контракта, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть установлено требование о соответствии участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. К таким требованиям относится, прежде всего, необходимость получения специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации (далее — СРО) или получения свидетельства СРО о допуске к определенному виду работ для осуществления определенных законом видов деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ). В отношении права на выполнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, соответствующие требования устанавливаются нормами Градостроительного кодекса РФ (далее также — ГрК РФ).
При этом, действительно, с 1 июля 2017 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ (далее — Закон N 372-ФЗ), в связи с которым в соответствии с ч. 1 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", внесенной в указанный Закон ст. 6 Закона N 372-ФЗ, с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду или видам соответствующих работ.
Соответственно, с 1 июля 2017 года заказчики не вправе устанавливать требование о наличии вышеуказанных свидетельств у участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ выполнение инженерных изысканий, работ по подготовке проектной документации, а также выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее — строительных работ) по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности (далее — СРО в области строительства), если иное не установлено нормами Градостроительного кодекса РФ.
Исключения установлены в отношении нижеперечисленных категорий работ для следующих лиц:
— в отношении выполнения любых вышеуказанных работ — для лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, а именно государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий, иных коммерческих организаций, созданных публично-правовыми образованиями или в уставном капитале которых публично-правовые образования или вышеперечисленные юридические лица владеют более 50%, при условии выполнения ими таковых работ по договорам с органами государственной власти или органами местного самоуправления соответствующих публично-правовых образований;
— в отношении выполнения строительных работ:
для любых подрядчиков по договорам, размер обязательств по которым не превышает 3 млн. рублей (ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ);
для физических лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт индивидуального жилого дома (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ);
для любых лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, на выполнение работ по которых не требуется разрешения на строительство в соответствии с п.п. 1-3 ч. 17 ст. 51 ГрК РФ (п. 5 ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ).
Дополнительные требования к выполнению всех вышеуказанных работ (далее также — работы в области строительства) по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, выдвигает ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ в редакции п. 20 ст. 1 Закона N 372-ФЗ, согласно которой член СРО имеет право выполнять работы в области строительства по таким договорам при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у СРО, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным выше договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.ч. 11 или 13 ст. 55.16 ГрК РФ (количество таких договоров не ограничивается).
При этом в силу ч.ч. 2, 4 ст. 55.4 ГрК РФ компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств формируются СРО в области строительства только по заявлению 15 ее членов или 30 — для СРО, объединяющих лиц, осуществляющих строительные работы, о намерении принимать участие в заключении соответствующих договоров с использованием конкурентных способов заключения (п. 2 ч. 1, п. 3 ч. 3 ст. 55.4 ГрК РФ).
Из вышесказанного следует, что заказчик при закупке любых работ в области строительства, в том числе строительных работ с начальной (максимальной) ценой контракта (далее — НМЦК) свыше 3 млн. рублей, конкурентным способом по общему правилу должен установить следующие требования, выполняемые в совокупности:
— членство участника закупки в СРО в области строительства, объединяющих лиц, выполняющих соответствующие работы;
— наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
— подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, поскольку контракт в случае признания такой закупки несостоявшейся может быть заключен именно по такой цене (ч. 1 ст. 55, п. 4 ч. 1, п. 4 ч. 2, п. 4 ч. 3 ст. 71, ч.ч. 1, 3 ст. 79 Закона N 44-ФЗ).
Данные требования не применяются в отношении лиц, перечисленных в ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ в редакции Закона N 372-ФЗ, в ситуациях, описанных в вышеперечисленных нормах.
В связи с этим следует иметь в виду, что, во-первых, сведения о СРО в области строительства согласно ч.ч. 2-2.3 ст. 55.2 ГрК РФ, ст. 20 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее — Закон N 315-ФЗ) вносятся в государственный реестр СРО, а сведения, содержащиеся в данном реестре, являются открытыми и общедоступными (ч. 6 ст. 20 Закона N 315-ФЗ).
Во-вторых, в силу ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ, ч. 1 ст. 7 Закона N 315-ФЗ каждая СРО обязана вести реестр ее членов, сведения из которого согласно ч.ч. 1, 3, 5 ст. 7.1 Закона N 315-ФЗ должны размещаться на официальном сайте этой СРО в сети Интернет. Ведение реестра членов СРО в области строительства в соответствии с ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ может осуществляться в составе единого реестра членов саморегулируемых организаций при условии размещения СРО такого реестра ее членов на своем сайте. Причем согласно п. 5 ч. 2 ст. 55.17 ГрК РФ в реестре членов СРО в области строительства в отношении каждого ее члена должны содержаться, помимо прочего, сведения о наличии у него права выполнять соответствующие работы в области строительства по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне его ответственности по обязательствам по договорам такого рода, в соответствии с которым им внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. По логике из приведенных норм следует, что указанные сведения вносятся в реестр членов СРО только при условии, что в СРО уже сформирован компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, и член СРО уже внес в него соответствующий взнос.
При этом СРО обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов СРО в срок не более чем 3 рабочих дня со дня поступления указанного запроса, срок действия выписки из реестра составляет 1 месяц с даты ее выдачи (ч. 4 ст. 55.17 ГрК РФ). Форма выписки в силу ч. 5 ст. 55.17 ГрК РФ устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями, на основании этой нормы такая форма утверждена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58.
Таким образом, заказчик в качестве подтверждения членства участника закупки работ в области строительства, в том числе строительных работ с НМЦК свыше 3 млн. рублей, в соответствующей СРО, формирования в ней компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и внесения в этот фонд участником закупки соответствующего взноса вправе требовать предоставления выписки из реестра членов СРО, предоставленной не более чем за месяц до подачи заявки и содержащей сведения о наличии у этого участника закупки права выполнять работы, являющиеся предметом закупки по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, и об уровне ответственности члена СРО по обязательствам по договорам такого рода.
Достоверность сведений, указанных в выписке, может быть проверена по реестру членов СРО, размещенному на ее официальном сайте, а правомочность СРО давать такого рода выписки — по данным государственного реестра СРО.
Превышение же предельного размера обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, над общей суммой обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным им в качестве подрядчика с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК, который должен быть заключен по итогам проводимой закупки, может быть подтвержден при подаче заявки только декларацией самого участника. Вместе с тем достоверность данных такой декларации может быть проверена путем сличения данных выписки об уровне ответственности и данных реестра контрактов, предусмотренного ст. 103 Закона N 44-ФЗ, о заключенных данным участником контрактах на выполнение аналогичных работ.

Читайте также:  Сотрясение мозга куда обращаться

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Голубев Александр

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Комментировать
0 просмотров
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Это интересно
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
No Image Юридические советы
0 комментариев
Adblock detector